Архив

  • No 76, 2005
Киноведческие Записки номер 76
Жан-ЛЮК ГОДАР – 75
3 декабря 2005 года одному из родоначальников французской «новой волны», символу авторского кино  исполнилось семьдесят пять. И пятьдесят пять лет с начала его деятельности как кинокритика – сначала в «Газетт дю синема», а затем в легендарном журнале «Кайе дю синема» и в еженедельнике «Ар». Полтора десятка годаровских статей, написанных в 1950-е годы, воспроизводятся в этом номере.
 
К ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФИЛЬМА
«В движении» Филиппа Янковского, «Возвращение» Андрея Звягинцева, «Коктебель» Алексея Попогребского и Бориса Хлебникова, «Похитители книг» Леонида Рыбакова, «Бумер» Петра Буслова, «Время жатвы» Марины Разбежкиной, «Последний поезд» Алексея Германа-младшего, «Русское» Александра Велединского, «4» Ильи Хржановского, «Пыль» Сергея Лобана, «Итальянец» Алексея Кравчука, «Первые на Луне» Алексея Федорченко, «Апокриф: музыка для Петра и Павла» Аделя Аль-Хадада, «9-я рота» Федора Бондарчука… Это далеко не полный список так или иначе заметных режиссерских дебютов и вторых картин молодых режиссеров, состоявшихся в последние три-четыре года и явно меняющих ландшафт нашего кино. О тенденциях этой «волны» — содержательных и стилевых — говорить с определенностью наша критика еще не рискует. Как и о том, подлинно «новая» эта волна (в том смысле, какой оставили нам в наследство европейские «новые волны» второй половины ХХ века), или массированная реанимация (реставрация) «старой».
Только что представленный зрителю второй фильм Алексея Германа-младшего «Гарпастум» возвращает нас к этим и другим вопросам.
 
СОБЕДНИК
«Самый прекрасный пейзаж в мире – человеческое лицо», –  заявил знаменитый венгерский кинорежиссер Иштван САБО, проводя летом 2005 года, в дни XXVII  Московского международного кинофестиваля, мастер-класс в Музее кино. Разговор шел о проблемах профессии, о настоящем и будущем кинокультуры, о диалоге поколений в кинематографе, об образах эпохи, воплощаемых актерами, об идеальном зрителе…
 
МУЗЕЙ КИНО
Неизвестная киноработа Михаила ЗОЩЕНКО. Из истории фильма Алексея Попова «Крупная неприятность» (1930). Воспоминания. Документы. Комментарии.
  • No 75, 2005
Киноведческие Записки номер 75

СПЕЦИАЛЬНЫЙ "ЯПОНСКИЙ НОМЕР"

К 150-летию установления дипломатических отношений между Японией и Россией


Материалы о японском кино, его настоящем и прошлом, его культурных традициях и его поэтике.


Фрагменты из книги авторитетного исследователя японской кинокультуры Ноэля БЁРЧА "Удаленному наблюдателю. Форма и смысл в японском кино". Размышления Ролана БАРТА о японской культуре.


Статьи о творчестве классиков японского киноискусства Ясудзиро ОДЗУ, Кэндзи МИДЗОГУТИ, Нагисы ОСИМЫ,  Акиры КУРОСАВЫ и  Хироси СИМИДЗУ.


Обзоры нового японского кино.  Статьи и архивные публикации, освещающие перекрестки японской кинокультуры с русской.  Подборка коротких эссе о последнем фильме Александра Сокурова "Солнце".


Среди авторов номера - японский исследователь Тадао САТО, француз Макс ТЕССЬЕ, американец Пол ШРЕДЕР, немецкий киноисторик Ульрих ГРЕГОР, российские историки кино и критики Инна ГЕНС, Наум КЛЕЙМАН, Андрей ШЕМЯКИН,  Алексей ОРЛОВ, кинематографисты Иштван САБО, Вим ВЕНДЕРС, Жан-Люк ГОДАР, Юрий НОРШТЕЙН.

  • No 74, 2005
Киноведческие Записки номер 74
IN MEMORIAM: Сьюзен ЗОНТАГ
«Есть, к сожалению, причина подумать над тем, как наилучшим образом почтить память Сьюзен Зонтаг, человека, который заставлял к себе прислушиваться—и принимать или оспаривать говоримое, но, в любом случае так, что даже оспаривая это, мы заставляли себя по-новому подумать». Так начинается небольшое эссе Леонида Козлова, коорым открывается подборка материалов, посвященная памяти Сьюзен Зонтаг (1933-2004), писателя, критика, эссеиста, режиссера, одной из самых ярких представительниц интеллектуальной Америки второй половины двадцатого века. Кроме двух эссе о ней, в подборку включена одна из ее поздних статей—«Век кино», а также топ-листы («Лучшие фильмы всех времен»), с энтузиазмом составленные ею десять лет назад по просьбе редакции «Киноведческих записок».
 
ЭЙЗЕНШТЕЙНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Человеческий голос, или «Последняя жертва». Письма Е.С.Телешевой С.М.Эйзенштейну. 1941-1942.
Комплекс сохранившихся писем Елизаветы Сергеевны Телешевой, актрисы и режиссера МХАТа, Сергею Эйзенштейну, с которым она познакомилась на съемках первой версии «Бежина луга»—один из важнейших источников понимания обстоятельств как биографии, так и важных аспектов творчества кинорежиссера. Предлагаемая подборка писем измученной болезнью и разлукой женщины складывается, по слову публикатора В.В.Забродина, в «эпистолярную трагедию», напоминающую по форме пьесу Жана Кокто «Человеческий голос».
 
PERSONALIA
В продолжение публикаций, посвященных 100-летию Григория Михайловича КОЗИНЦЕВА (см. «Киноведческие записки», № 70) журнал предлагает вниманию новые материалы о творчестве кинорежиссера: статью музыковеда, заведующей архивом Д.Д.Шостаковича Ольги Домбровской «О музыке Шостаковича  в фильмах Козинцева.  Заметки к публикации одного письма» и исследование Неи Зоркой о фильме Г.Козинцева и Л.Трауберга «Одна» (1931).
  • No 73, 2005
Киноведческие Записки номер 73
ФЕДОР ХИТРУК — 88
Номер, полностью посвященный анимационному искусству, приурочен к 88-летию мастера отечественной анимации Федора Савельевича ХИТРУКА. Материалы из личного архива режиссера, главы из его книги «Профессия — аниматор»,  теоретические исследования и программы занятий со студентами стали основой номера.
 
МАСТЕРСКАЯ
«Он внес иное понимание изображения...» Юрий НОРШТЕЙН, Александр ПЕТРОВ и Михаил ТУМЕЛЯ о фильмах Федора Хитрука в координатах мировой анимации.
 
МУЗЕЙ КИНО
Ленинградская довоенная школа мультипликации — явление интересное, весьма самобытное и до сих пор практически неисследованное. Тесное сотрудничество художников с литераторами и книжными иллюстраторами было одним из факторов, оказавших влияние на стилистику ленинградской анимации того периода. В номере публикуются документы из истории конфликтного сотрудничества М.М.Цехановского и С.Я.Маршака над «Сказкой о глупом мышонке» (1940) и воспоминания о работе с Михаилом Цехановским и Мстиславом Пащенко художника, книжного графика Элеоноры Гайлан.
  • No 72, 2005
Киноведческие Записки номер 72

"МЫ ВСЕ ВОСПИТАНЫ НА ВОЕННЫХ ФИЛЬМАХ… И ОТ ЭТОГО НАМ НИКУДА НЕ ДЕТЬСЯ"
Прошло 60 лет со Дня Победы, и за это время в отечественном кино сложилась целая школа "военного фильма". В феврале 2005 года традиционный "Круглый стол" на фестивале архивного кино "Белые Столбы" был посвящен военному кинематографу. В нем участвовали историки кино, кинокритики. По традиции дискуссию предварял проведенный опрос, в ходе которого режиссеры разных поколений, от Алексея ГЕРМАНА-старшего до Алексея ГЕРМАНА-младшего, поделились своими воспоминаниями и соображениями, связанными с темой Великой Отечественной в нашем кино. 

 

АРХИВЫ
Документы из истории "Ленфильма", его деятельности во время Великой Отечественной войны. Мемуары ленинградских кинематографистов - Павла Кадочникова, Леонида Трауберга и других.

 

ЭЙЗЕНШТЕЙНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
24 декабря 2005 года исполняется 80 лет со дня первого показа фильма "Броненосец "Потемкин" в Большом театре. Немецкие киноисторики поспешили отметить этот юбилей и уже в феврале 2005 года, в рамках Международного кинофестиваля в Берлине устроили поистине чествование классического фильма. В берлинском театре "Фольксбюне" состоялся торжественный показ фильма в сопровождении Немецкого оркестра кинематографии Бабельсберг, исполнявшего музыку Эдмунда Майзеля, написанную немецким композитором к берлинской премьере "Потемкина" в 1926 году. В чем суть этой реконструкции, рассказывают участники этого проекта: авторитетный киноархивист Энно Паталас и дирижер Хельмут Имиг, а с комментариями и уточнениями выступают наши киноисторики Наум Клейман и Владимир Дмитриев.
В приложении публикуется стенограмма семинара С.М.Эйзенштейна, проведенного им в 1942 году в эвакуации в Алма-Ате, на котором Мастер предложил студентам подвергнуть "Потемкина" монтажному разбору.

  • No 71, 2005
Киноведческие Записки номер 71
ПРОЦЕСС
Современная культурная и социально-политическая ситуация на постсоветском восточноевропейском пространстве, отраженная в кинематографе Польши, Венгрии, Румынии, Чехии, стран балканского региона и историческая преемственность национального  киноискусcтва — предмет размышлений  Акоша СИЛАДИ, Ханса-Йоахима ШЛЕГЕЛЯ, Иветт БИРО, Валериана САВА
 
ПУБЛИКАЦИЯ
Книга, которая шла к нам двадцать лет. «Казимеж КУЦ». Монография Мирона ЧЕРНЕНКО об одном из самых неоднозначных режиссеров «польской школы» была написана в начале 1980-х годов для издательства "Искусство", но опубликована была лишь в Варшаве на польском языке в 1987 году. И только теперь книга приходит к русскому читателю.
 
PERSONALIA
Ян ШВАНКМАЙЕР сквозь призму чешской культуры. Аниматор-авангардист и сюрреалистическая традиция в контексте чешской «новой волны». «Я все время кому-то помогал и не успел сделать того, что хотел сам» — дневники Павла ЮРАЧЕКА, сценариста и режиссера, стоявшего у истоков чешской «новой волны».
 
АРХИВЫ
«Политический эффект фильма “Русский вопрос” пропадает...» Из опыта советизации послевоенного кинопроката и кинопроизводства в Центральной и Восточной Европе. Подборка документов 1945-1949 гг. из архивов Министерства кинематографии и ЦК ВКП(б), в том числе в свое время засекреченных.
Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 












































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.