Архив

  • No 80, 2006
Киноведческие Записки номер 80
«СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ». НЕНАПИСАННАЯ ИСТОРИЯ
В 2006 году исполнилось 70 лет студии «Союзмультфильм». Перипетии постсоветского существования студии и обстоятельства ее создания, анимационные технологии и большая политика, эстетические манифесты 60-х и борьба с цензурой, очерк об актерах, голоса которых вошли в историю отечественной анимации, — в подборке материалов этого номера: воспоминания первого директора «Союзмультфильма» Николая Кивы; тексты режиссеров Ивана Иванова-Вано, Евгения Мигунова, Льва Атаманова, исследователей истории анимации Георгия Бородина и Сергея Капкова.
 
РАЗЫСКАНИЯ
«Балаган лучше кинематографа». Комментарии к первому выступлению В.Э.Мейерхольда о кино.
Первое высказывание Всеволода Мейерхольда о кино — в статье «Балаган»— было опубликовано в его книге «О театре» в 1913 году. Однако этому в 1910-м году предшествовал диспут «О кинематографе» между Мейерхольдом и Николаем Евреиновым. Некоторые документы из архива В.Э.Мейерхольда, публикуемые в этом номере, предоставляют возможность уточнить позиции режиссеров в момент дискуссии и рассмотреть отдельные высказывания Мейерхольда в контексте совсем иного спора, отнюдь не с Н.Н.Евреиновым. Неожиданным оппонентом оказывается — Андрей Белый.
 
ТЕМА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Сергей ФИЛИППОВ. 11 важнейших событий в истории кинотехники
с точки зрения их влияния на киноэстетику.
Вторая часть обзора наиболее существенных нововведений в истории кинотехники, появление которых, по мнению автора, прямо и значительно повлияли на эстетику кинематографа, посвящена появлению цвета в кино и эволюции методов цветопередачи.
  • No 79, 2006
Киноведческие Записки номер 79
Леонид Константинович КОЗЛОВ (1933-2006)
Номер открывается словами прощания с нашим товарищем, выдающимся киноисториком, одним из основателей журнала «Киноведческие записки» Леонидом Константиновичем КОЗЛОВЫМ. «Его присутствие, – пишет Михаил Ямпольский, – всегда было отмечено необыкновенной интенсивностью. Он был само воплощение сосредоточенности, интеллектуальной, духовной энергии. <...>  Прежде всего, он был страстно влюблен в культуру. Его реакции никогда не были вялыми или равнодушными. Заинтересовавшие его фильм, книга или музыка мобилизовали все его трепещущее от страсти существо. <...> Без преувеличения можно сказать, что он жил искусством. В современном практическом мире таких людей осталось очень мало и уход каждого из них – это признак постепенного и окончательного исчезновения той великой утопии культуры, которую несла в себе часть русской интеллигенции».
Кроме М.Ямпольского, о Козлове вспоминают на страницах этого номера Н.Клейман и А.Трошин, а также печатаются различные архивные материалы, связанные с жизнью и научной деятельностью Леонида Константиновича.
 
КИНЕМАТОГРАФ: ЖИЗНЬ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ
Александр Иванович ИВАНОВ-АННИНСКИЙ в 1930-е пришел на «Мосфильм» на должность продюсера. Работал на фильмах «Степан Разин», «Александр Невский», «Два командира» (картина была закончена в 1940 году, война помешала ей  выйти на экраны, пленка была утеряна). Остались производственные дневники тех лет, которые печатает, воссоздавая контекст времени и судьбы, его сын, известный кинокритик Лев АННИНСКИЙ.
 
ЭЙЭЕНШТЕЙНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
В публикации "Три дня в августе: случай Эйзенштейна" Владимир Забродин предпринимает попытку аналитического комментария к дневниковым записям и мемуарным фрагментам Эйзенштейна, датированным 1946 годом и отразившим психологическое состояние Мастера, переживавшего в те дни смерть матери.
  • No 78, 2006
Киноведческие Записки номер 78

REFLECTION
Михаил ЯМПОЛЬСКИЙ. Россия: кино и культура современности, или Регресс в роли прогресса.

НЕИГРОВОЕ
Артавазд ПЕЛЕШЯН во ВГИКе, Артавазд ПЕЛЕШЯН в Париже. В одном случае выдающийся кинорежиссер объясняет свою теорию «дистанционного монтажа» будущим кинематографистам. В другом – беседует с Жаном-Люком ГОДАРОМ. Они говорят об искусстве и науке, о нравственности и политике, о зрелище и информации. Одним словом, о кино.

ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ
Новая порция материалов к теме «МЕЙЕРХОЛЬД и кино». Письма и телеграммы, адресованные Мастеру, в которых тема предстает в самых разных аспектах. Среди отправителей –  кинопредприниматель П.Тиман, сценарист А.Вознесенский, актеры В.Инкижинов, И.Ильинский, Е.Самойлов и другие, кинорежиссер Н. Экк, театровед, ученик и сотрудник Мейерхольда А.Февральский и, наконец, С.Эйзенштейн.

РЕПУБЛИКАЦИЯ
В «КЗ», № 69 уже публиковалась обширная подборка статей Осипа БРИКА, датированных 1920-ми годами. В нынешнюю подборку вошла его кинопублицистика 1930-40-х годов, которая в основном группируется вокруг таких тем, как «Маяковский и кино», «Роль кинодраматурга в кинопроизводстве», «Кинохроника», «С Кулешовым и о Кулешове» (на лицевой обложке этого номера впервые публикуется иллюстрация Льва Кулешова к его шуточной поэме, посвященной Осипу Брику, 1930 г.).

  • No 77, 2006
Киноведческие Записки номер 77
БЕЛЫЕ СТОЛБЫ—2006. Полвека кино оттепели
В феврале 1956 года ХХ съезд КПСС хронологически-календарно обозначил эпоху «оттепели», однако в плане эстетико-культурном о четко обозначенных датировках этого феномена можно размышлять — «оттепель» кинематографическая, по крайней мере, дает разносторонние тому поводы и аргументы...  Архивные стенограммы дискуссий вокруг фильмов "Человек родился" и "Рядом с нами", материалы по итогам фестиваля в Госфильмофонде РФ.
 
АРХИВЫ
Александр ДОВЖЕНКО и Михаил КАЛАТОЗОВ  в материалах украинского ГПУ и файлах ФБР. 
Документы из архивов украинского ГПУ и НКВД, связанные с жизнью и деятельностью Александра ДОВЖЕНКО (публикуются с любезного разрешения наших украинских коллег из журнала "Кiно-коло"), а также созвучные им документы из архивов ФБР США, проливающие свет на условия, в каких проходила в 1943-1944 гг. заграничная командировка Михаила КАЛАТОЗОВА.
 
PERSONALIA
Талантливый фотограф, работы которого высоко ценили Иван Айвазовский и Петр Чайковский, и один из первых хроникеров в Российской империи, Альфред ФЕДЕЦКИЙ — энтузиаст и пионер раннего кинематографа, как и многие, не выдержавший конкуренции с продукцией Люмьеров. В номере—материалы к биографии первого российского кинооператора.
Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 




















































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.