Архив

  • No 98, 2011
Киноведческие Записки номер 98

PERSONALIA
Кшиштоф КЕСЬЛЕВСКИЙ. Драматургия действительности
Диана ГРИГОРЬЕВА. Особая роль документалиста
«Если вы будете работать только для себя, то навсегда останетесь любителями». Мастер-класс Кшиштофа Кесьлевского
Харви ВАЙНШТЕЙН. Выпить и закурить в Лос-Анджелесе
Кшиштоф ЗАНУССИ. Прощай
В июне этого года классику не только польского, но и мирового кино Кшиштофу Кесьлевскому исполнилось бы 70. В марте минуло 15 лет с тех пор, как он преждевременно ушел от нас. В мемориальной подборке—фрагмент дипломной работы режиссера, критическое эссе о манере и этико-эстетической позиции режиссера, мастер-класс в летней школе и воспоминания коллег. .

РАЗЫСКАНИЯ
Анна КОВАЛОВА. Внучка Лескова и дореволюционное кино
В известном справочнике «Вся кинематография» (1916) помещена заметка о петербургской кинофирме «Художественная лента»: «Внучка писателя Лескова—Наталия Дмитриевна Бахарева, заинтересовавшись кинематографией, учредила в апреле 1915 г. Т[оварищест]во для постановки картин с участием артистов Александровского и др. театров». История жизни и фильмов одной из первых российских кинематографисток—в подробном исследовании.

МУЗЕЙ КИНО
Регина ЯНУШКЕВИЧ. Великий немой заговорил. Фрагменты воспоминаний. (Публикация и предисловие Ольги Романовой.)
Регина Янушкевич (1896–1978)—актриса, драматург, сценарист, писатель—вошла в историю советского кино как соавтор сценариев фильмов «Путевка в жизнь» и «Груня Корнакова». При этом о ее дальнейшей судьбе почти ничего не написано. Точно таким же белым пятном стала и биография Н.Экка, женой и постоянным соавтором которого Р.Янушкевич была в 1920–1930-е гг. Уточнения лакун в биографиях Экка и Янушкевич—в публикации глав из книги «А время не ждет», посвященных московской театральной жизни второй половины 1920-х гг. и работе над фильмом «Путевка в жизнь». Книга вышла в 1960-е годы на литовском языке, перевод дополнен фрагментами из русскоязычных воспоминаний Р. Янушкевич о съемках «Путевки в жизнь», которые хранятся в фондах Музея кино.

ОПЫТ (I)
Михаил ЯМПОЛЬСКИЙ. Отвергнутый путь (Муратова до Муратовой).
Первые фильмы Киры Муратовой, казалось бы, более соответствуют привычному канону советского кино, не перегруженного эстетикой соцреализма и в начале 60-х от нее высвобождающегося, нежели индивидуальному авторскому стилю режиссера. Однако сравнение двух фильмов, снятых Муратовой вместе с мужем в начале1960-х, с фильмами схожей, «деревенской», проблематики, полностью вписывающимися в канон сталинского кинематографа, демонстрирует обратное. В философии режиссеров автор статьи выявляет феноменологию охоты и жестокости к животным. Еще один аспект авторской философии, осмысляемый исследователем: как в совместных фильмах, а позже и в самостоятельных фильмах А.Муратова и К.Муратовой, трансформируется проблематика правды, нравственных принципов, идея стоической честности—в соотношении с трансформацией этих понятий в обществе.

К ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФИЛЬМА
Юлия АНОХИНА. «Солярис»: до и после Тарковского.
В статье анализируются и сопоставляются три экранизации романа Станислава Лема «Солярис»: телеспектакль Бориса Ниренбурга (1968), кинофильмы Андрей Тарковского (1972) и Стивена Содерберга (2002). Впервые публикуются факты, связанные с историей постановки Б. Ниренбурга. Выявляются некоторые константы экранных воплощений романа Лема и значимые отличия между ними, отражающие индивидуальность режиссеров и особенности эпохи, в которую создавалась каждая версия. Затрагивается вопрос влияния литературного первоисточника и его переводов на стилистику и концепцию каждой экранизации.

ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ
«Солярис». Дело фильма (Публикация и комментарии Юлии Анохиной, предисловие Дмитрия Салынского) Подборка документов из архива киноконцерна «Мосфильм». История съемок, прохождения цензурных процедур и утвержденияя фильма в структурах Госкино СССР.

ОПЫТ (II)
Эндрю САРРИС. Облик грядущих фильмов
Жанполь ГЁРГЕН. Пестрые картинки из бочонка с красками. Тонирование и вирирование в документальных фильмах 1910–1920-х годов
Николай МАЙОРОВ. Цвет советского кино
Артем СОПИН. Кинотекстология. Опыт классификации
В начале 2011 года в Госфильмофонде прошла дискуссия о колоризации, однако сугубо тематический разговор не позволил в полной мере затронуть самые насущные проблемы и «болевые точки» сегодняшней ситуации с многочисленными версиями, вариантами, оцифровкой и реставрацией фильмов. Нам кажется важным продолжить дискуссию, проведя своего рода заочную конференцию о проблемах текстологии кино  в одном из следующих номеров. В номере нынешнем—подборка статей, в которых затрагиваются как общие вопросы археографического описания фильма и бытования старого кино в культуре, так и практические—в частности, вирирование в раннем кино, разработка методов съемки цветных фильмов в Советском союзе в 1930–1950-е годы.

ТЕМА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Наташа ДРУБЕК. Кино, часы и дождь. К предыстории образов-времени Делёзa

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ КНИГ
Андрей ШЕМЯКИН. Размышления об авангарде и книге Андрея Хренова (Андрей Хренов. Маги и радикалы. М.: Новое литературное обозрение, 2011)
Рецензия на первую русскоязычную историю американского авангарда—во многом отражающую и историю развития авангарда как такового.

Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 
































































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.