Письмо З.Н.Райх С.М.Эйзенштейну. (Публикация и предисловие В.В.Забродина)



В архиве Всеволода Эмильевича Мейерхольда сохранился отзыв о фильме Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Написан текст на бланках «Директор Театрального училища им. Вс. Мейерхольда Народный артист республики Вс.Мейерхольд» (РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 3673, л. 1–10). Это черновик письма. Часть листков была пронумерована (номера определяют порядок фрагментов текста—от 1 до 17). Несколько листков остались вне окончательной редакции, вернее сказать, формулировки были уточнены и часть текста написана  заново. Окончательная редакция поначалу похожа на конспект, а последние предложения не приведены к стилистической норме. Наброски написаны Зинаидой Николаевной Райх, женой Вс.Э.Мейерхольда и в далеком прошлом сокурсницей Эйзенштейна во время учебы у Мастера.
Трудно сказать, было ли письмо написано набело и отправлено адресату. В архиве С.М.Эйзенштейна  не удалось обнаружить никаких следов. Весьма вероятно, что письмо так и не было отправлено. Тем ценнее эта непосредственная зрительская реакция, этот захлебывающийся восторг, с которым закреплены на маленьких листочках первые впечатления от увиденного.
Надо сразу сказать, что мы знаем и о впечатлениях от фильма Всеволода Эмильевича. О них рассказал в мемуарном очерке сын Зинаиды Николаевны и пасынок Мейерхольда: «Смотрел я с Всеволодом Эмильевичем “Александра Невского” и разговаривал с ним об этом фильме.
“Александр Невский”—это Эйзенштейн, Прокофьев, Охлопков, Дмитрий Орлов—люди, близкие Мейерхольду. Фильм он принял почти безоговорочно. Помню и телефонные разговоры за столом. Изредка Мейерхольд бормотал под нос и дирижировал музыкой, сопровождающей эпизод боя на Чудском озере. И снова он “смаковал” актерскую игру. Андрей Абрикосов—Гаврила Олексич очень импонировал ему своей, как он говорил, “глыбистостью”, чернобровой мужской удалью. Вспоминая Абрикосова, Мейерхольд испытывал почти физическое удовольствие» (Е с е н и н  К. Мейерхольд—кинозритель.—В кн.: Ф е в р а л ь с к и й  А. Пути к синтезу. Мейерхольд и кино. М., Искусство, 1978, с. 237–238).
Можно предположить, что Мейерхольд и Райх смотрели фильм вместе. Тогда по черновику ее письма уточняется время, когда они увидели картину. Это начало декабря: фильм выпущен в прокат 1 декабря, а сообщение о следующем замысле Эйзенштейна, о котором упоминает Райх в своем письме, было опубликовано 2 декабря в газете «Кино» («“Перекоп”. Беседа с С.Эйзенштейном»).
В тексте Райх ссылается на «мою Даму». Напомним, что 8 января 1938 года было опубликовано постановление о закрытии  Театра им. Вс.Мейерхольда, а накануне—7 января—Зинаида Николаевна в последний раз (в 725 представлении) исполняла свою лучшую роль—Маргерит в «Даме с камелиями».
Трагедия, обрушившаяся на режиссера и его актрису, не помешала им искренне оценить удачу ученика и друга дома. В набросках Райх особенно ценно глубокое понимание художественной природы картины «Александр Невский», проницательное осмысление традиции, на которую ориентируется в ней Эйзенштейн.  Действительно, это—Пушкин и батальные сцены «Руслана и Людмилы» и «Полтавы», именно на них он ссылался в своих вскоре опубликованных статьях.
 
Публикация и предисловие В.В.Забродина
 
 

Информацию о возможности приобретения номера журнала с этой публикацией можно найти здесь.





Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 




































































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.