Участники фильма. Материалы к биофильмографии



Альфред Курелла (1895–1975) — автор либретто и соавтор сценария. Немецкий писатель, публицист, в 1930-е годы активный деятель Коминтерна и секретарь Георгия Димитрова, в 1941–1945 годах работал фронтовым пропагандистом, после возвращения на родину занимал высокие посты в политическойм руководстве ГДР и в партийном аппарате СЕПГ, один из основателей и директор лейпцигского Института литературы им. И.Бехера, с 1962 года возглавлял секцию литературы и языка в немецкой Академии искусств.
 
Густав фон Вангенхайм (1895–1975) — немецкий актер, режиссер, литератор. В 1917–1930 годах был организатором и руководителем молодежных театров, писал для них пьесы. В 1931 году создал агиттеатр «Труппа 31», позже преобразованный в агитпропгруппу «Колонне Линкс» («Kolonne Links»). В 1933 году вместе с этим коллективом (членом которого была и его жена Ингеборг Франке) приехал в Советский Союз. Вместе с Эрвином Пискатором Вангенхайм планировал создание немецкого театра в Москве. В начале войны он эвакуировался в Ташкент, в 1943 году вернулся в Москву  и занимался агитационно-разъяснительной работой среди немецких военнопленных в национальном Комитете «Свободная Германия», писал пропагандистские листовки, работал на радио. По возвращении на родину после войны руководил «Дойчес театром» в Берлине. Писал сценарии для киностудии ДЕФА («И снова 1948-й», 1948; «Брак в  тени», 1955; и др.). Возглавлял в ГДР молодежный «Театр дружбы», писал теоретические работы по вопросам театра.
Из досье в НКВД:
Вангенхайм Густав Эдуардович, 1895 года рождения, место рождения — Висбаден, без гражданства, член КПГ, в СССР приехал в 1933 году. Сын известного немецкого писателя Эдуарда фон Винтерштейна (псевдоним).
По своей литературной работе был связан с рядом личностей, которые были арестованы за контрреволюционную деятельность (Гранах, Вальден и др.)
По показаниям арестованного и осужденного в 1937 году немецкого агента Шая Эрвина Юльевича Вангенхайм привлек его к шпионской деятельности, заключавшейся в том, чтобы передавать шпионские донесения за границу. 
Относительно Шая он (Вангенхайм — Ред.) лишь пояснил, что тот некоторое время проживал с ним в одной квартире на Кузнецком мосту.
 
Генри Айснер (1910 г. — 80-е гг.). — звукотехник. До съемок «Борцов» работал звукотехником во французской редакции радио Коминтерна и был женат на немецкой сценаристке Лило Даммерт (она также эмигрировала в Советский Союз). В апреле 1936 года вместе с актером Генрихом Грайфом и ассистентом по монтажу Вольфгангом Дункером выступал за то, чтобы усилить изучение марксизма-ленинизма и русского языка в среде иностранных сотрудников «Межрабпомфильма». Покинув в 1937 году Советский Союз, работал во Франции ассистентом режиссера у Макса Офюльса. В 1940 году ходатайствовал перед американской эмиграционной службой о предоставлении убежища Максу Офюльсу. Позже и сам эмигрировал в США. Во время войны работал в Голливуде и вернулся во Францию в 1945-м. Вступил во Французскую компартию и снял ряд документальных лент. Позже переселился в Латинскую Америку, где работал в небольшой фирме, снимая рекламные фильмы.
 
Ханс Хауска / Ганс Гауска (1901–1965) — композитор. С 1929 года — член КПГ. Композитор Ганс Эйслер привлек его к деятельности немецких рабочих театров, где Хауска работал аккомпаниатором. Позже — музыкальный руководитель и композитор в агитпропгруппе «Колонне Линкс», с которой приехал на гастроли в Москву и остался здесь как политэмигрант. Писал музыку к постановкам пьес Фридриха Вольфа в различных советских театрах. В ноябре 1937 года был арестован органами НКВД по обвинению «в шпионаже и террористической деятельности». Бывшего австрийского подданного, получившего в 1936 году советское гражданство, его отправили с немецким паспортом в Германию, не дав попрощаться с женой и маленькой дочерью, оставшимися в Москве. В Германии он сразу же оказался в руках гестапо, провел полтора года в тюрьмах, затем на штрафных работах. После войны работал переводчиком в Американской военной администрации в Германии. Затем жил и работал в Австрии. В 1956 году переселился в ГДР,  где работал в концертных организациях и редактором музыкального журнала.
 
Тео Отто (1904–1968) — художник-декоратор. В 20-е годы работал в различных театрах Германии. Оформлял спектакли рабочих театров. В 1933 году эмигрировал в Швейцарию, затем в Советский Союз. После войны вернулся в Швейцарию, оформлял спектакли театров Западной Германии и других стран.
 
Генрих Фогеллер (1872–1942) — художник-декоратор. Участник первой мировой войны. Оформлял спетакли агитпропгруппы «Колонне Линкс». С 1931 года в Советском Союзе, где занимался живописью и графикой,  участвовал в выставках и писал статьи для выходивших в Советском Союзе изданий политэмигрантов. В начале войны эвакуировался в Казахстан.
 
Вольфганг Дункер (1909–1942) — ассистент режиссера и монтажер. Сын видных деятелей немецкой социал-демократии, друзей и сподвижников Карла Либкнехта, Розы Люксембург, Франца Меринга и Вильгельма Пика. Член Коммунистического союза молодежи, а с 1929 года — член КПГ, редактор газеты «Утренний Берлин». В 1935 году вместе с женой эмигрировал в Советский Союз, работал в «Межрабпомфильме», затем на «Мосфильме». В 1938 году получил советское гражданство, но вскоре был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и последние годы жизни провел в Гулаге. Реабилитирован посмертно в 1956 году. Сохранились стихи, написанные им в лагере и адресованные четырехлетнему сыну.
 
Якоб (Яков Иванович) Фройнд (1891–1942?) — директор съемочной группы. В 20-е годы работал в Межрабпоме, был представителем его отделения в Казани, председателем сельскохозяйственной коммуны  в немецкой республике на Волге, затем переведен в Москву. С конца 20-х годов работал на студии «Межрабпомфильм». В качестве директора съемочной группы участвовал в создании фильма «Матрос Иван Галай» (1929, реж. Я.Уринов). В 1912–1918 годах был членом немецкой социал-демократической партии, затем — КПГ, а в 1933-м был принят в ВКП(б), в 1937-м — воевал в Испании (был инструктором по фортификационным работам). Офицер Красной Армии, он погиб на одном из фронтов второй мировой войны.
 
Лотте Лёбингер (1905–1999) — немецкая актриса, исполнительница роли матушки Лемке. В 20-е годы дебютировала в спектаклях одной из немецких агитпропгрупп, играла в различных театрах Германии, прежде всего — у Пискатора. В 1931 году вместе с другими немецкими актерами приехала в Москву для участия в немецкой версии фильма «Восстание рыбаков» (проект не осуществился). После того как съемки этого фильма прервались, вернулась в Германию, где сыграла свою первую роль в кино («М», 1931, реж. Ф.Ланг). В 1933 г. эмигрировала, сначала в Польшу, затем — через Прагу — в Москву. Кроме «Борцов», в годы эмиграции больше не снималась. Работала на радио в немецкой редакции. После войны вернулась в Германию и снова стала играть в театре, сниматься в кино и на телевидении.
 
Ингеборг Франке (1912–1993) — немецкая актриса, литератор, режиссер. В 1930 году вступила в КПГ, работала в различных рабочих театрах, прежде всего — у Пискатора. С 1931 года — в агитпропгруппе «Колонне Линкс». Жена Густава фон Вангенхайма. Вместе с ним эмигрировала в Советский Союз, играла в различных спектаклях немецкого агиттеатра и писала публицистические статьи для немецкоязычной прессы. Роль Анны в фильме «Борцы» была ее первой работой в кино. Во время войны жила в эвакуации в Чистополе, Казани и Ташкенте. В 1943-м вернулась в Москву и работала на радио. Вернувшись после войны на родину, играла и ставила спектакли, в «Дойчес театр», которым руководил Густав фон Вангенхайм, снималась в кино, ставила спектакли на телевидении, писала романы и эссе.
 
Бруно Шмидтсдорф (1908–1938) — немецкий актер и музыкант. Сценическую деятельность начал в агитпропгруппе «Колонне Линкс». Вместе с ней эмигрировал в Советский Союз и там принимал участие в различных постановках, осуществлявшихся немецкими эмигрантами. В 1934 году дебютировал в кино, сыграв эпизодическую роль в фильме Владимира Брауна «Королевские матросы». Фриц Лемке в «Борцах» — его единственная главная роль в кино. После ликвидации студии «Межрабпомфильм» работал короткое время на вновь организованной киностудии «Союздетфильм» (снялся здесь в небольшой роли в фильме «Ай-гуль», 1936, реж. Ю.Васильчиков), а затем, по контракту, — на Киевской кинофабрике. 5 февраля 1938 года был арестован по обвинению в контрреволюционной антисоветской деятельности и вскоре расстрелян. В 1958 году посмертно реабилитирован.
 
Грегор Гог (1891–1945) — немецкий литератор. Участник первый мировой войны. В 20-е годы работал воспитателем в детских домах, занимался литературой. Был создателем и активным деятелем ряда творческих объединений. В 1930 году в качестве художественного консультанта принял участие в создании немого фильма «Бродяга» (реж. Фриц Вайс).  В 1933 году некоторое время провел в тюрьме. В 1934 году, после освобождения, эмигрировал в Советский Союз, где работал воспитателем беспризорников и писал статьи. Роль Петера в «Борцах» — его единственная работа в звуковом кино. Планировались и другие киноработы (в частности, главная роль в фильме «Друг народа», который должны были ставить Ханс Роденберг и Густав фон Вангенхайм), однако этим планам не суждено было сбыться. С начала 1936 года Грегор Гог безработный. В начале войны эвакуировался с семьей в Узбекистан. Пережил там смерть двух своих детей и сам тяжело болел. Между тем вместе со своей женой подготовил две книги —  «Мудрые изречения народов» и «Сказки советских народов». Однако болезнь прогрессировала. 22 сентября 1945 года, написав жене прощальное письмо, он покончил с собой. Похоронен в Ташкенте. Его жена Габриэле Ханиш вернулась в Берлин в 1954 году.
 
Генрих Грайф (1907–1946) — немецкий актер, исполнитель роли фашиста Айкоффа. В конце 20-х–начале 30-х годов играл в разных театрах Берлина, в частности у Пискатора и в агитпропгруппе Вангенхайма «Труппа 31». В 1931 году приехал в Советский Союз для участия в съемках немецкой версии фильма «Восстание рыбаков» (проект не был осуществлен). Сезон 1934/35 гг. играл в театре Цюриха, затем вернулся в Москву, где работал на радио (в течение десяти лет он был шеф-редактором немецкой редакции Московского Радио) и снимался в кино («Всадники», 1939, реж. И.Савченко; «Богдан Хмельницкий», 1941, реж. И.Савченко; «Человек № 217», 1944, реж. М.Ромм; «Это было в Донбассе», 1945, реж. Л.Луков; и др.). В 1945 году вернулся на родину, играл в «Дойчес театре» и некоторое время работал в Управлении культуры в Дрездене.
 
Роберт Трёш (1911–1986) — швейцарский актер и режиссер, исполнитель роли провокатора Отто. В 1931 году примкнул к агитпропгруппе «Труппа 31», вступил в КПГ, уехал в Швейцарию и принял там участие в кабаре эмигрантов, а в 1934 году приехал в Москву. Работать в кино начал еще в Швейцарии. После съемок в «Борцах» вернулся туда и играл в различных профессиональных театрах, в рабочих кабаре и снимался в кино. В 1946 году переселился в Восточный Берлин, где продолжил актерскую и режиссерскую деятельность. В 1950–1952 годах руководил театром в Доме советской культуры. С 1952 году руководил в Восточном Берлине кабаре «Дистель», работал на радио и телевидении, снимался в кино (в частности, в фильме Курта Метцига «Эрнст Тельман — сын своего класса», 1954).
 
Александр Александрович Гейрот (1882–1947) — актер и режиссер МХАТа. Снимался в фильмах: «Его призыв» (1925, реж. Я.Протазанов), «Медвежья свадьба» (1925, реж. К.Эггерт), «Последний выстрел» (1926, реж. Д.Морской, при участии К.Эггерта и В.Егорова), «Солистка Его Величества» (1927, реж. М.Вернер), «Дела и люди» (1932, реж. А.Мачерет).
 
Людмила Глазова (1907–1981) — исполнительница роли Урсулы. Киноактриса, снималась на студиях «Межрабпомфильм», «Ленфильм», «Союздетфильм», с 1957 года — в штате Ленинградской Студии киноактеров. Снималась в фильмах: «Хочу быть летчицей» (1928, реж. К.Гертель), «Великие будни» (1931, реж. А.Головня), «Четыре визита Самуэля Вульфа» (1934, реж. А.Столпер), «Вратарь» (1936, реж. С.Тимошенко), «Руслан и Людмила» (1938, реж. И.Никитченко, В.Невежин), «Нашествие» (1945, реж. А.Роом), «Небесный тихоход» (1945, реж. С.Тимошенко) и др.
 
Александр Гранах (1890–1945) — немецкий актер и режиссер, родом из Восточной Галиции. Вначале его творческая биография была связана главным образом с театром и кинематографом Германии. В 20-е — в начале 30-х годов снялся в фильмах «Носферату, симфония ужаса» (1922, реж. Ф.В.Мурнау), «I.N.R.I.» (1923, реж. Р.Вине), «Солидарность» (1931, реж. Г.В.Пабст), «Дантон» (1931, реж. Г.Беренд), «1914, последние дни перед мировым пожаром» (1931, реж. Р.Освальд) и др. Работал в различных немецких театрах: в частности, у Пискатора, а также в «Берлинер Шаушпильхаус», где в 1933 году попеременно с Густафом Грюндгенсом играл Мефистофеля. В 1934 году поставил в Варшаве пьесу Фридриха Вольфа «Профессор Мамлок», где сыграл заглавную роль. «Гранах приехал в Советский Союз из Польши в 1935 году по официальному приглашению правительства, которое последовало прежде всего из-за трудностей с организацией немецкоязычного театра и становившегося все более заметным недоверия советских властей по отношению к проектам немецких эмигрантов. Сыгравший второстепенную роль интеллектуала-антифашиста и близкого друга Георгия Димитрова, подозреваемого в поджоге рейхстага, <…> и главную роль в «Последнем таборе» (режиссеры Е.Шнейдер, М.Гольдблат, 1935/1936), — оба сняты на «Межрабпомфильме», — а также роль Шейлока в Киевском городском театре, он был одним из самых преуспевающих — в том числе и в финансовом плане — немецких ссыльных деятелей искусства в Советском Союзе» (В у р м  Б а р б а р а. Между силой, бессилием и сильными мира сего. Фиктивные и подлинные роли Александра Гранаха. 30-е годы. — «Киноведческие записки», № 47, с. 84–85). 12 ноября 1937 года Гранах был арестован в Киеве органами НКВД по обвинению в шпионаже и диверсионной работе, а также в связях с троцкистами, однако вскоре был освобожден (по одной из версий, при содействии Лиона Фейхтвангера) и уехал в Швейцарию. Затем эмигрировал в США, где играл в театрах и снимался в кино (в частности, в фильмах «Ниночка», 1939, реж. Э.Любич, «Палачи тоже умирают», 1943, реж. Ф.Ланг; «Седьмой крест», 1944, реж. Ф.Циннеман и др.).
 
Труде Штайер — исполнительница эпизодической роли крестьянки. Немецкая актриса, в 20-е годы активная участница агитпропгрупп, с 1929 года — в агитпропгруппе «Колонне Линкс», с которой приехала в Советский Союз. В Москве работала секретаршей в аппарате Коминтерна. В 1934 году снялась в эпизодической роли в фильме Владимира Брауна «Королевские матросы». Во время войны работала на немецкоязычной радиостанции, затем в редакции антифашистской «Немецкой народной газеты».
 
Эрнст Буш (1900–1980) — выдающийся немецкий актер, режиссер, певец. Сценическую деятельность начал в 20-е годы, играл в различных театрах Германии, в том числе у Пискатора и Брехта. Снимался во многих звуковых фильмах (в частности, в «Трехгрошовой опере», 1931, реж. Г.-В.Пабст; «Ничья земля», 1931, реж. В. Тривас; «Куле Вампе», 1932, реж. З.Дудов; и др.). В эмиграции с 1933 года — сначала в Голландии, затем в Лондоне, Цюрихе и с 1935 года — в Советском Союзе, где выступал с концертами в жанре революционной песни, записывал пластинки. Судья Сийверс — его единственная киноработа в Советском Союзе. В 1937 года в составе интернациональной бригады отправляется в Испанию, где выступает с концертами политической песни и издает сборник песен. В 1938–1940 годах работал в Бельгии, где он был интернирован, его депортировали во Францию и поместили в лагерь, затем передали нацистам. Освобожденный в 1945 году Красной Армией, он вернулся в Берлин, продолжил концертную и театральную деятельность, был одним из ведущих актеров брехтовского «Берлинер-ансамбль». В 1971 году сыграл одну из ролей в фильме Конрада Вольфа «Гойя, или Тяжкий путь познания».
 
Фриц Эрпенбек (1897–1975) — исполнитель роли надсмотрщика в тюрьме. Немецкий актер и литератор. Сценическую деятельность начал в 20-е годы. В 1927 году вступил в КПГ, играл небольшие роли в кино (в частности, в «Куле Вампе», 1932, реж. Златан Дудов), с 1927 года занимался также публицистикой и редакторской деятельностью. В 1933 году вместе с женой, писательницей Хеддой Циннер, эмигрировал — сначала в Прагу, затем в Москву, где работал на радио, в редакции журнала «Интернациональная литература» и главным редактором немецкоязычной газеты «Das Wort», в редколлегию которой входили Вилли Бредель, Бертольт Брехт и Лион Фейхтвангер, писал рассказы и романы. После 1945 года вернулся на родину и занимался в советской зоне восстановлением немецкой культуры. Основал два журнала по вопросам театра и руководил ими до 1958 года.
 
Хельмут Дамериус (1905–1985) — немецкий актер и певец. В 20-е годы играл в рабочих театрах Германии. В 1928 году создал агитпропгруппу «Колонне Линкс» и  руководил ею. Межрабпом организовал ее турне по всей Германии, а затем гастрольную поездку в Советский Союз. В 1933 году Дамериус покинул эту группу после ее преобразования в «Немецкий театр Колонне Линкс», руководителем которого стал Артур Пик, а затем Густав фон Вангенхайм. В 1934–1938 годах Дамериус учился режиссуре в Государственном театральном институте в Москве, после работал в различных агитбригадах, в немецком театре в Одессе и на студии «Межрабпомфильм». В марте 1937 года был арестован. Семь лет провел в лагерях, в 1945 году, после короткого перерыва, снова был арестован и приговорен к 5 годам  лагерных работ. В 1947 году был освобожден и сослан на поселение в Казахстан, в 1955 году реабилитрован. В 1956 году вернулся на родину. В ГДР работал художественным руководителем и генеральным директором концертной организации, затем руководителем государственного Народного ансамбля.
 
Эльза Вольф (1898–1973) — жена немецкого писателя Фридриха Вольфа. Эмигрировала с семьей в Советский Союз в 1934 году.
 
Герман Грайд (1892–1975) — немецкий актер и литератор. В 20-е годы выступал на сценах различных театров Германии, был основателем одной из агитпропгрупп. В 1933 году эмигрировал в Советский Союз. В 1936 году, покинув нашу страну, уехал в Швецию и там вел активную антифашистскую детяельность в профессиональных и любительских театрах. В 1939–1941 годах объединил свои  усилия с Брехтом, Куртом Трепте и другими соотечественниками, писал пьесы, тексты радиопередач и газетные очерки. С 1945 года сотрудник национального комитета «Свободная Германия». В 60-е годы вел активную работу в культурном центре ГДР в Швеции.
 
Ханс (Ганс) Клеринг (1906–1988) — немецкий актер и художник. В конце 20-х годах включается в работу рабочих театров, вступает в агитпроп-группу «Колонне Линкс», с которой в 1931 году приезжает в Советский Союз. Снимается здесь в многочисленных фильмах. В 1945 году возвращается на родину и принимает активное участие в организации киностудии ДЕФА, для которой, среди прочего, создает эмблему. Много снимается в кино и на телевидении.
 
Курт Трепте (1902–1990) — немецкий актер. В 20-е годы играл в различных театрах Германии, с 1930 года — в Берлине. В том же году вступил в КПГ. Был одним из основателей и исполнителей  агитпропгруппы «Труппа 31». В 1933 году эмигрировал в Советский Союз. Работал здесь в театрах, на радио, в прессе. В 1938 году, покинув Советский Союз, уехал в Швецию и там продолжил сценическую деятельность в рабочих театрах и любительских трупах.  В 1946 году вернулся на родину и работал в Восточном Берлине сначала как актер, а затем и как функционер в области культуры. С 1963 года занимался исследовательской работой, собирал и изучал материалы по истории театра в изгнании.
 
Эрнст Мансфельд (1908–?) — в 20-е годы работал в советском Торговом представительстве в Берлине, в 1928 году вступил в КПГ. В 1933 году приехал в Советский Союз как политэмигрант. С 1934 году работал в аппарате Межрабпома как менеджер и корреспондент, а также на студии «Межрабпомфильм». Был арестован по обвинению в антисоветской деятельности. Реабилитирован в 1959 году.
 
Фридрих Фосс (1903–1938) — немецкий актер. С середины 20-х годов играл в различных театрах Германии. В 1932 году эмигрировал в Советский Союз, где играл в Московском интернациональном театре, а с 1933 года — в труппе «Колонне Линкс», в 1933–1937 годах — диктор Московского Радио. В 1937 году получил советское гражданство. В феврале 1938 году был арестован и вскоре расстрелян. В 1958 году посмертно реабилитирован.
 
Сюзанна  Леонард — исполнительница одной из эпизодических ролей. Немецкая журналистка, в 20-е годы — член революционного союза «Спартак», работала в отделе прессы советского посольства в Вене и в качестве журналистки — в Германии и Австрии. В 1935 году эмигрировала вместе с сыном в Советский Союз, в 1936-м была арестована и 12 лет провела в Гулаге. После войны вернулась в Западную Германию и продолжила занятия литературой. В 1956 году выпустила мемуары о репрессиях, которым подверглась немецкая эмиграция в 30-е годы в Советском Союзе.
 
Лотар Вольф (род. 1882) — исполнитель эпизодической роли врача. Немецкий врач. В 20-е годы в Германии занимался также политико-просветительской деятельностью, в 1921 году вступил в КПГ. В 1933 году эмигрировал в Советский Союз, где работал в области медицинского просвещения и образования (редактировал учебники по медицине), в свободное время занимался рисованием и проводил для иностранных рабочих экскурсии в художественные музеи Москвы. В ноябре 1937 года был арестован и вскоре расстрелян. В 1956-м посмертно реабилитирован.
 
Курт Арендт (1908–1938) — исполнитель роли коммуниста Курта. Немецкий актер, участник агитпропгруппы «Колонне Линкс», с которой в 1931 году приехал в Советский Союз. В кино дебютировал в эпизодической роли в фильме Бориса Барнета «Окраина» (1933), затем —  в главной роли в фильме «Королевские матросы» (1934, реж. В.Браун). Наряду с актерской деятельностью работал слесарем на одном из московских заводов. В феврале 1938 года был арестован и вскоре расстрелян. В 1958-м посмертно реабилитирован.
 
 
По материалам книги:
G ü n t e r  A g d e.  
«Kämpfer». Biographie eines Films und seiner Macher. 
Berlin: Das Neue Berlin, 2001
 




Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 




































































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.