— Из писем Бориса Юрцева жене


публикатор(ы) Владимир ЗАБРОДИН Елена ДОЛГОПЯТ

Материалы к биографии Бориса Юрцева
 
Имя Бориса Ивановича ЮРЦЕВА (1900-1954) сегодня мало кто помнит. Между тем  он был известным режиссером в 30-е годы.
Начинал в театральных мастерских Пролеткульта под руководством Сергея Эйзенштейна. Программа занятий мастерских (август 1922 г.—январь 1923 г.) подписана Заведующим Театральной Секцией Эйзенштейном и Членом Театральной Секции Юрцевым (см. «Киноведческие записки»,
№ 41, с. 57-58). В первом самостоятельном спектакле Эйзенштейна «На всякого мудреца довольно простоты» (1923) Юрцев сыграл Рыжего, а в первом фильме, «Стачка» (1925), — «короля» шпаны. В реконструкции спектакля, опубликованной в № 39 «Киноведческих записок», дано описание Рыжего—Юрцева: «Маленького роста, щуплый, подвижный, наделенный пластической и мимической выразительностью и большим актерским обаянием. Уже самое появление его на манеже всегда вызывало у зрителей добродушную улыбку, прежде, чем он начинал действовать». В 1925 году Эйзенштейн надписал Юрцеву свою фотографию: «Всем известному Рыжему: «Держи наш стяг эксцентрики!».
В конце 20-х годов Борис Юрцев учился в режиссерской мастерской Эйзенштейна при ГИКе, впоследствии стал одним из зачинателей жанра советской бытовой комедии.
Дебютировал Юрцев фильмом «Оторванные рукава» (1928), сценарий которого он написал вместе с Иваном Пырьевым. С 1928-го по 1935-й год Борис Юрцев поставил пять картин. В них снимались популярные советские актеры: Борис Тенин, Ольга Жизнева, Марк Бернес. Свою первую роль в кино Любовь Орлова сыграла в фильме Юрцева «Любовь Алены» (1934). Известный комедийный режиссер Константин Юдин начинал у Юрцева ассистентом режиссера («Любовь Алены») и сорежиссером («Мяч и сердце», 1935).
В ноябре 1935-го Юрцев был арестован, обвинен «в связи с антисоветски настроенными людьми» и сослан на Колыму без суда. После ссылки, с апреля 1941 года, работал на Ашхабадской киностудии. Но кроме военной новеллы «Стебельков в небесах», не поставил больше ничего. Ни в Ашхабаде, ни в Алма-Ате, куда был направлен после войны, ни в Москве.
Из шести поставленных им картин сохранились две: «Изящная жизнь» (1932) с Борисом Тениным и Ольгой Жизневой в главных ролях и киноновелла «Стебельков в небесах», снятая на Ашхабадской студии во время войны (1941) с Марком Бернесом в главной роли.
 
В Музей кино архив Бориса Юрцева принесли его племянница Нина Георгиевна Нелюбина и племянник Михаил Николаевич Федоров. Нина Георгиевна воспитывалась в семье режиссера (Юрцевы мечтали о своих детях, но — Бог не дал).
Архив составляют различные материалы: рекламные фотографии к фильмам Юрцева, фотографии рабочих моментов съемок, личные снимки, патефон, подаренный Юрцеву к 20-летию Советского кино, вышивка и роспись по ткани (эскизы Бориса Юрцева, вышивка и роспись его жены, Прасковьи Капитоновны), рукописные материалы.
Рукописный архив состоит из трех разделов: собственно архива режиссера, архивов его жены и племянницы.
Архив режиссера составляют рабочие записи к «Изящной жизни», режиссерский сценарий «Мельница» («Месть») (Ашхабадская студия,1942 год, военная киноновелла, фильм не был снят), инсценировки для детского театра (конец 40-х—начало 50-х годов), две автобиографии, тезисы воспоминаний (по имеющейся в Музее кино части архива мы не можем судить, были ли эти воспоминания написаны), переписка с женой, открытка от Григория Александрова с приветом из Аризоны (1930 г.), недатированная открытка от Константина Юдина и Иосифа Склюта, одного из сценаристов Юдина на фильме «Девушка с характером» (1939 г.), заявления, удостоверения; характеристики, данные Юрцеву Михаилом Роммом, Александром Медведкиным, Борисом Волчеком и другими кинематографистами в 40-е годы.
Кроме того в архиве Юрцева имеется конспект лекций по актерскому мастерству в Центральной Театральной студии московского Пролеткульта (январь—март 1921 года, среди лекторов — Г.Мчеделов, автор конспекта не установлен), выписки о японском театре (орфография — до реформы 1918 года, документ не датирован, автор не установлен).
Архив жены и племянницы Бориса Ивановича Юрцева — это, по большей части, заявления и письма в партийные и советские органы, к деятелям кино с просьбой восстановить память несправедливо забытого режиссера.
 
Мы предлагаем вниманию автобиографию Юрцева за 1945 год (ф. 96, оп. 1, ед. хр. 7/1, л. 1) с дополнениями из автобиографии за 1953 год (ф. 96, оп. 1, ед. хр. 7/2, лл. 2-3), тезисы воспоминаний (ф. 96, оп. 1, ед. хр. 4, л. 1), отрывки из рабочих материалов к «Изящной жизни» («Поручения группе по картине «Изящная жизнь») (ф. 96, оп. 1, ед. хр. 1, лл.16-21 ), фрагменты переписки с женой (ф. 96, оп. 1, ед. хр. 12/1, 2, 5, 6, 9, 10, лл. 1, 8, 24, 36, 51, 52, 53; ед. хр. 13/1, 3, 8, 9, 19, 20, лл. 1, 2, 3, 7, 15, 16, 33, 34, 36).
Рабочие материалы по фильму «Изящная жизнь», имеющиеся в Музее, представляют собой 21 разрозненный одноформатный лист с карандашными записями. С 1-го по 15-й лист — записи Юрцева, с 16-го по 21-й — неустановленного лица. Судя по характеру записей, это мог быть ассистент режиссера. Ассистентом Юрцева на «Изящной жизни» работал В. Колоколов, по чьему доносу Юрцев был арестован (см. его автобиографию).
Переписка Юрцева с женой носит личный, бытовой характер, упоминания о работе над фильмами редки. Как правило, это просьбы созвониться, что-то узнать, что-то кому-то передать, и т.п. Прасковья Капитоновна окончила Московский Технологический институт, работала в медико-санитарных учреждениях (дезотделение). Публикуемые письма относятся к разным периодам жизни Бориса Юрцева: до ареста; из магаданской ссылки; из Ашхабада, где его застала война; из послевоенной Алма-Аты… Готовя их к публикации, мы старались сохранить особенности авторского написания, лишь приблизив, по возможности, к современным нормам правописание и пунктуацию.
Эпистолярную часть публикации дополняет письмо рабочего Чебыкина из Красноярска о фильме Юрцева «Любовь Алены», хранящееся в архиве Николая Алексеевича Лебедева в числе материалов «Кино-бюллетеня №1, органа отдела кино-пропаганды Управления кинофикации при СНК РСФСР», вышедшего 8 октября 1934 года (Музей кино, фонд 26, оп. 1, ед. хр. 61, л. 15), а также два письма Б.Юрцева С.М.Эйзенштейну, хранящиеся в РГАЛИ (ф. 1923, оп. 1, ед.хр. 2286, лл. 1-6).
Завершают подборку материалов о Б.И.Юрцеве воспоминания его племянника М.Н.Федорова.
 
 




Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 




































































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.