Хроника развития анимационных технологий



Первоначальный вариант этой хроники был опубликован польским журналом «Квартальник фильмовы» в специальном номере, посвященном анимации (Kwartalnik filmowy, nr. 19-20 / Zima 1997–Wiosna 1998). Наши украинские коллеги из журнала «Кiно-коло», взяв польский вариант за основу, дополнили его и опубликовали в № 7 (осень—зима) за 2000 год. Мы, в свою очередь, воспользовавшись польским и украинским вариантами, также внесли в эту хронику свои дополнения и уточнения. При этом следует принять во внимание, что это не летопись творческих достижений мировой анимации (в таком случае она заняла бы весь наш номер), а лишь беглый обзор технологической эволюции анимационного кинематографа.                     
Редакция
 
 
 
ПРЕДЫСТОРИЯ
 
70-е годы до Рождества Христова
Римский поэт и философ Лукреций в трактате «О природе вещей» описал приспособление для высвечивания на экране движущихся рисунков.
 
Х—XI вв.
Первые упоминания о китайском театре теней — типе зрелища, визуально близком будущему анимационному фильму.
 
ХV в.
Появились книжки с рисунками, воспроизводившими различные фазы движения человеческой фигуры. Свернутые в рулон, а затем мгновенно разворачивавшиеся, эти книжки создавали иллюзию оживших рисунков.
 
Середина XVII в.
Атанасиус Киршер изобрел волшебный фонарь (Laterna magica) — прибор, ко­торый высвечивал изображение на прозрачном стекле. С XVII века в бродячих театрах по всей Европе проводились такие представления.
 
 
ПЕРВЫЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
 
На протяжении XIX века шли интенсивные поиски выражения оптической иллюзии движения. Словно грибы после дождя, появлялись все более и более сложные приборы и игрушки, которые должны были достичь этой цели. Вот те из них, которые достойны внимания.
 
1831
Фенакистоскоп (а впоследствии — фантоскоп) бельгийского физика Йозефа Антуана Плато (1801-1883) состоял из двух дисков, вращавшихся на одной оси. Через отверстия в первом из них просматривались рисунки на втором.
 
1832
Тот же принцип был положен венским профессором Симоном фон Штампефером в основу стробоскопа. Эффект видимого движения при смене неподвижных изображений, сделанных на внутреннем диске, стал называться стробоскопическим эффектом.
 
1834
Зоотроп, в котором, подобно стробоскопу, двигались наклеенные на ленту рисунки, был сконструирован англичанином Уильямом Джорджем Хорнером. Впрочем, в оригинале аппарат Хорнера назывался «дедалеум» (в честь Дедала, который, по преданию, создал движущиеся картины людей и животных), и лишь последующие варианты этого аппарата (в частности, аппарат, который сконструировал в 1860 году француз Дезвинь, и аналогичный аппарат американца Уильяма Е. Линкольна) закрепили за всеми подобными устройствами название «зоотропа».
 
1853
Австриец барон фон Ухациус, сконструировав стробоскоп, в котором изображения помещались на стеклянном диске и освещались масляной лампой, впервые спроецировал их на экран.
 
1861
Кинематоскоп американца Колмана Селлерса представлял серию наклеенных на барабан фотографий, сменявших друг друга перед глазами зрителя.
 
1877
Праксиноскоп — приспособление для рассматривания рисунков, нанесенных на бумажную ленту, прикрепленную к вращающемуся барабану. Изображение отражалось в зеркальце. Через два года конструктор этого прибора, француз Эмиль Рейно, усовершенствовал его так, чтобы изображение можно было проецировать на экран.
 
1880
Зоотроп Эдуарда Мэйбриджа высвечивал на экране «фотографии животных в движении».
 
1885
Мутоскоп Германа Кастлера — прибор с барабаном, в котором помещалась тысяча (и больше) рисунков. Зрители садились вокруг барабана и рассматривали рисунки через специальные очки.
 
До момента первой публичной проекции фильмов братьями Люмьер (1895), да и после этого, появилось очень много подобных приборов. Среди их конструкторов были Рейландер, Угатиус, Гудвин, Ньепс, Дагерр, Скотт Арчер, Эдисон. К провозвестникам анимации можно с уверенностью отнести Жоржа Мельеса. Он запатентовал ряд кинематографических приборов, которые позволяли делать задержки, замедления, ускорения, накладывание изображений одно на другое.
Тем временем — главным образом в американской и французской печатной периодике — быстро развиваются жанры сатирической иллю­страции и комикса. Именно они стали неиссякаемым источником — и тематическим, и пластическим — для анимации.
 
 
ПИОНЕРСКИЙ ПЕРИОД АНИМАЦИИ
 
1888
Рейно усовершенствовал свой праксиноскоп, перенес рисунки на целлулоидную ленту (35 мм) и высветил ее на большом экране в кругу своих родных и друзей. Именно эту дату считают теперь годом рожде­ния анимационного кино. С 1892 года Рейно устраивает специальные показы в музее Гревен и дает им название «Оптический театр». Таким образом, Эмиль Рейно считается отцом анимационного кино. Его ленту «Вокруг кабины» («Autor d’une cabine», 1894), в которой присутствует настоящий, с элемен­тами юмора, сюжет (он разворачивается на морском пляже), француз­ский историк кино Жорж Садуль назвал ключевым моментом в развитии анимационного кинематографа. В 1910 году Рейно, подавленный постигшими его затем неудачами, утопил все оборудование и свои фильмы в Сене. В 1916 году он умер в приюте для бедняков.
 
1896
Эдисон снял своим кинетографом процесс рисования эскизов Джоном Стюартом Блэктоном, иллюстратором «Нью-Йорк Уорлд», результатом чего стала лента «Блэктон, карикатурист вечерних мировых новостей» («Blackton, the Evening World Cartoonist»).
Американец Блэктон — один из пионеров кинематографа, изобретатель многих приборов и различных способов съемки (между прочим, и знаменитого «американского плана») — умер в нищете в 1941 году.
 
1898
Джон Стюарт Блэктон и Альберт Э. Смит сняли первый кукольный фильм «Цирк лилипутов» («The Humpty Dumpty Circus»). Они использовали деревянные игрушки, а также эффект иллюзии движения, обнаруженный ими случайно во время работы над трюковым фильмом, когда на короткое время они выключали камеру, чтобы заменить объект съемки.
 
1899
Брайан Артур Мельбурн Купер снял фильм «Спички: Призыв» («Matches: An Appeal»), в котором действуют одушевленные спички (фильм призывал помочь солдатам, сражавшимся в Англо-бурской войне). В 1907 году Купер снял анимационный эпизод, в котором задействовал плюшевых медвежат («The Teddy Bears»).
 
1905
Испанский оператор Сегундо де Шомон, работавший в барселонской мастерской фирмы Пате, приспособил камеру для покадровой съемки, чтобы снять анимационный фильм «Электрический отель» («El Hotél Eléctrico»), в котором передвигались неодушевленные предметы. Он также изобрел прием «живых надписей». Беспорядочно разбросанные в кадре буквы сами складывались на глазах зрителей в различные надписи.
Подобные начинания почти одновременно были под­хвачены в Соединенных Штатах и Франции.
 
1906
Джон Стюарт Блэктон и Альберт Э. Смит, основатели кинематографического объединения «Вайтаграф», сделали серию анимационных филь­мов «Комические фазы смешных лиц» («Humorous Phases of Funny Faces»).
Вальтер Р. Бут снимает фильм «Рука художника» («The Hand of the Artist») о том, как из-под руки рисовальщика появляется картина и как она «оживает».
 
1908
Француз Эмиль Коль (настоящая фамилия — Куртэ), зачинатель графической мультипликации, показал свой первый анимационный фильм «Фантасмагория, или Кошмар фантоша» («Fantasmagorie»). Французские историки считают его первым мастером в области анимации, поскольку именно он «вдохнул жизнь в рисованные фигуры», которых называл «фантошами» (от французского fantoche, которое, в свою очередь, восходит к итальянскому fantoccio — кукла, марионетка). По профессии Коль был карикатуристом. Свои фильмы рисовал сам — кадр за кадром, на листках белого картона — и снимал их по очереди. За два года он сделал для компании «Гомон» более тридцати анимационных фильмов. Потом уехал в Соединенные Штаты. Именно ему анимация обязана такими нововведе­ниями, как соединение игрового (актерского) фильма с рисованным — «Сияние испанской луны» («Claire de Lune espagnol», 1909) — и кукольными фильмами. Он обладал богатым воображением и высоким профессионализмом, был создате­лем многочисленных серий анимационных фильмов в Америке, а с 1914 г. — во Франции. В конце жизни Эмиль Коль оказался в приюте для бедняков, а в 1937 г. умер от ожоговых ран. Почти все его работы утрачены.
Итальянец Арнальдо Джина создал первый аб­стракционистский анимационный фильм, нарисованный прямо на киноленте. Джина вдохновлялся живописью (Сегантини), музы­кой (Мендельсон) и поэзией (Малларме).
 
1911
Премьера фильма «Маленький Немо» («Little Nemo»), в котором Уиндзор Мак-Кей («Гриффит комикса», как его иногда называют), работавший для газеты «Нью-Йорк Геральд», использовал свой опыт рисовальщика комиксов и до­стиг высокого уровня в технике анимации. Этот фильм, для которого было сделано 4000 рисунков и для большего эффекта раскрашены от руки 35-миллиметровые кадры, наследовал знаковую систему комикса — персонажи кричали в традиционных для комикса «пузырях»: «Смотри, мы двигаемся!». Его третий фильм «Динозавр Джерти» («Gertie the Dinosaur») был показан 8 февраля 1914 года в чикагском «Палас-театре» для огромной аудитории. А «Потопление Лузитании» (1918) предвосхитило все то, что осуществило анимационное кино в последующие три десятилетия.
В России Владислав Старевич, родоначальник объемной мультипликации, начинает в фирме Ханжонкова работу над первым объемно-мультипликационным фильмом «Развитие головастика», осуществляя в воде покадровую съемку живых головастиков.
Этот год можно считать годом рождения русской анимации.
 
1912
Открытие первой студии кукольных фильмов в России.
Премьера анимационного фильма Старевича «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей», в котором в качестве персонажей он использовал препарированных насекомых, добившись необыкновенной правдоподобности их движений. В тот же год выходит лента «Месть кинематографического оператора», в которой также действуют «очеловеченные» насекомые. Два года спустя в Санкт-Петербурге состоялась премьера его фильма «Стрекоза и муравей». Возможно, Старевич был первым, кто совместил графическую мультипликацию с натурным изображением в фильме «Ночь перед Рождеством» (1913) с Иваном Мозжухиным в главной роли, а в 1914 году он снял сюжетный графический мультфильм «Петух и Пегас» — юмористическую сценку, рисовавшую борьбу двух основных конкурентов на русском кинематографическом рынке: Ханжонкова (фабричная марка Пегас) и Патэ (галльский петух). В 1919 году Старевич эмигрировал во Францию и там работал над кукольными анимационными фильмами. С 1923 по 1950 год он сделал более двадцати таких фильмов. Наиболее значительные из них — «Голос соловья» («La voix du rossignol», 1923) и «Роман о Лисе»/«Рейнеке-лис» («Roman du Renard», 1930-1938) по средневековому французскому эпосу XII-XIII веков и стихотворной сказке Гёте.
 
1913
Американец Джон Рэндольф Брэй в фильме «Сон художника» («The Artist’s Dream») впервые применил упрощенную анимационную технологию: на статичный, неизменный рисунок накладывались клише с меняющимися, подвижными элементами. Это был первый шаг по направлению к механизации аниматорского труда. В 1914 году Брэй начал серию «Полковник Враль» («Colonel Heeza Liar»), в которой впервые появился постоянный персонаж с определенными внешними особенностями и чертами характера. Впоследствии Джон Р. Брэй запатентовал все известные к тому времени виды анимационной техники, подписал контракт с фирмами «Парамаунт» и «Голдвин», создал студийную систему производства анимационных фильмов. С 1915 года объединение «Bray-Hard Process Company» выпустило знаменитые серии: «Безумный Кот», «Джерри на работе» («Сrazy Cat», «Jerry on the Job»); все они имели один источник — печатавшиеся в прессе рисованные истории.
В это же время были начаты серии с постоянными персонажами: «Кот Феликс» («Felix the Cat», Отто Месмер) и «Коко-клоун» («Koko the Clown»), которая в 1921 году превратилась в серию «Из чернильницы» («Out of the Inkwell», Макс и Дэйв Флейшер). Эта последняя серия неизменно начиналась с эпизода «жи­вой руки художника», которая извлекала из чернильницы Коко, получившего небывалую популярность. Рисованные эпизоды здесь чередовались с игровыми. Австрийцы по происхождению, братья Флейшер были блестящими карикатуристами. Они работали для студии «Парамаунт», где и создали двух очень популярных персонажей — пучеглазого морячка Попая и девочку-вамп Бетти Буп. 6 декабря 1915 года братья запатентовали ротоскоп — прибор, позволявший аниматорам раскладывать на фазы дви­жения реальных людей из демонстрированного фильма; это были поиски большего анимационного правдоподобия. Братья делали также просветительские фильмы (например, четырехчастный фильм с анимационными эпизодами о теории вероятности Эйнштейна, 1921). Долгое время они конкурировали с Уолтом Диснеем, хотя их фильмы всегда были адресованы более взрослой аудитории, чем та, к которой обращался Дисней. В 1941-1943 годах Флейшеры перенесли на экран приключения Супермена из комикса Сигела Шустера.
 
 
НАЧАЛО ЭПОХИ «ЗВЕЗД» В АНИМАЦИОННОМ КИНО
 
1916
Примерно в это время начала формироваться система производства и распространения анимационных фильмов, которая опиралась на четкое функциональное разделение труда. Индивидуальное, ручное творчество не исчезло окончательно, но возросшие требования потребителей анимационных фильмов привели к созданию финансово и технологически оснащенных организаций, а также штата профессионально подготовленных работников.
Сегундо де Шомон и итальянец Джованни Пастроне снимают фильм, в котором соединяют актерские и кукольные эпизоды, — «Война и сон Мони» («La Guerra e il sogno di Moni»).
 
1917
Премьера первого полнометражного художественного анимационного фильма «El Apostol» режиссера из Аргентины Квирини Кристиани.
 
1918
В Соединенных Штатах появляются первые просвети­тельские и инструктивные фильмы.
 
1920
В развитие авангардной анимации вносят свой вклад дадаисты. Они делают монтаж из фотографий, трактуемых ими как «готовые вещи» (ready made), а также из материалов, вырезанных из газет и иллюстрированных журналов.
Разрабатывается множество технических усовершенствований для спецэффектов.
 
1921
В Берлине состоялась премьера абстракционистского анимационного фильма Вальтера Руттмана «Игра света. Опус 1» («Lichtspiel. Opus 1»). Цветные, вручную раскрашенные эпизоды сопровождались «живой музыкой». В следующем году Руттман продолжил работу над серией «Опус» («Опус 22», «Опус 23»). Годом позже Руттман сделает анимационный эпизод «Сон о соколах» для «Нибелунгов» Фрица Ланга.
Ганс Рихтер создает абстрактный мультипликационный этюд «Ритм 21», за которым следуют, соответственно годам, «Ритм 22» и «Ритм 23».
В Канзас-сити Уолт Дисней дебютирует в качестве автора анимационных фильмов совместно с Юбом Айверксом и группой начинающих аниматоров. Они делают на заказ короткие фильмы, так называемые «Смехограммы» («Laugh-grams»), которые демонстрируются перед игровыми картинами.
 
1923
Во Франции Ман Рэй показывает фильм «Возвращение к разуму» («Retour а Raison»), в котором была применена техника рэйограмов. Она заключалась в подсвечивании кинопленки, на которой раскладывались различные предметы. Некоторые фрагменты фильма были сделаны без использования камеры.
Дисней переехал в Лос-Анджелес, где вместе с братом основал киностудию. С помощью старых сотрудников он делает серию про Алису в стране анимации, в которой анимационные фрагменты сочетались с актерскими эпизодами.
 
1924
Премьера фильма Фернана Леже «Механический балет», в котором соединялись фотофрагменты, рисунки, нанесенные на ленту, классическая анимация (например, кубистическая фигура Чаплина или танец ног) и спецэффекты.
В Советском Союзе режиссеры-мультипликаторы А. Бушкин и А. Иванов вместе с оператором И. Беляковым сняли (под руководством Д. Вертова) анимационные фильмы «Советские игрушки» и «Юморески», с которых начинается советский период отечественной анимации.
Известными аниматорами этого периода были Николай Ходатаев, Зенон Комиссаренко, Юрий Меркулов. Они организовали в стенах Государственного техникума кинематографии (ГТК) первую в стране экспериментальную мастерскую по мультипликации. Увлеченные идеей «динамической графики», они предлагали Якову Протазанову ввести в фильм «Аэлита» анимационные эпизоды. Протазанов не рискнул этого сделать, и художники создали собственный научно-фантастический мультфильм по готовым «марсианским» эскизам («Межпланетная революция», 1925). Вскоре к этой группе художников примкнули молодые режиссеры: Иван Иванов-Вано, Владимир Сутеев, сестры Валентина и Зинаида Брумберг.
Викинг Эггелинг (шведский художник-абстракционист, живший в Германии) показывает знаменитую «Диагональную симфонию», в которой оживают геометрические фигуры, сочетающиеся с ритмом.
Премьера фильма «Скамейка под цветущей вишней» японца Нобуро Офуджи. Его творчество питали китайский театр теней и японские народные сказки и легенды.
Фишер в фильме «Поехали вместе в моем самолете» («Come Take a Trip in My Airship») осуществил первые пробы в звуковом кино по системе Lee De Forest’s Phonofilm.
 
1926
Лотта Райнигер (при участии ее мужа Карла Коха, а также Вальтера Руттмана и Бертольда Бартоша) сняла на студии УФА в Германии полнометражный анимационный фильм «Приключения принца Ахмеда», использовав вырезанные из бумаги силуэты. Так же, как Офуджи, она обратились к китайскому театру теней. В той же технике сделаны ее последующие фильмы: «Папагено» (1935), «Сераль» и другие, а также серия фильмов с постоянным героем — доктором Дулиттлом: «Доктор Дулиттл и его звери» (1928), «Приключения Доктора Дулиттла» и «Лев» (1930). Ее уникальному опыту были посвящены документальные ленты: «Рождение силуэтного фильма» (1953, озвучена и выпущена в 1971 году), «Движущиеся образы» и «Теневой фильм» (оба — в 1975 году, с участием и комментариями самой Лотты Райнигер).
На студии Уолта Диснея созданы первые фильмы с кроликом Освальдом. Однако Дисней вскоре потерял права на этого персонажа по причине неудачно составленного контракта. Тем не менее на протяжении нескольких десятилетий Дисней будет некоронованным королем анимации. Его студия сыграла ключевую роль в решении многих проблем: в разработке характера героя анимационного фильма, в организации производства, технических нововведений — прежде всего в области цвета и звука — и, наконец, в дистрибуции анимационных фильмов, их рекламы и рыночного использования популярности фильмов посредством торговли разными мелочами, журналами, книжками и музыкальными записями, имевшими прямое отношение к фильмам.
 
 
ЗОЛОТАЯ ЭРА АНИМАЦИИ — ЗВУК И ЦВЕТ
 
1928
Рождение Мышонка Микки — Микки Мауса, самого популярного рисованного персонажа в истории анимационного кино. Третий фильм этой серии, «Пароходик Вилли» («Steamboat Willie», 1928), — первая сохранившаяся звуковая лента.
Через год Уолт Дисней снял «Танец скелетов» («Skeleton Dance»), первый из серии «Забавные симфонии», где задуманный синтез музыки и изображения, разработанный Чарлзом Столлингом, приобрел реальные черты. Это начинание позднее было развито в их «Фантазии» (1940).
Одним из «столпов» киностудии Диснея на первом этапе ее развития был Юб Айверкс. Это ему, одаренному исключительной фантазией и талантом художнику, приписывают разработку пластической концепции Освальда и Микки-Мауса. Позднее, работая самостоятельно, Айверкс создал персонажи Лягушонка Флипа и Вилли Вупера. Когда в 1940 году он возвратился в фирму «Уолт Дисней Продакшн», то разрабатывал главным образом спецэффекты. Айверкс инициировал множество изобретений: использование в анимации ксерографии, трехкамерной системы для синерамы и др. Он умер в 1971 году.
В конце 20-х годов американские мультипликаторы заменили метод перекладки рисунками фаз, исполненных на прозрачных листах целлулоида и накладываемых на непрозрачный фон. С этого времени «целлулоидная» технология стала преобладать в мировой мультипликации.
 
1930
В Китае осуществляется постановка первого анимационного фильма — «Танец верблюдов» (режиссеры — братья Ванг).
В Ленинградском научно-исследовательском кинофотоинституте создается «лаборатория мультзвука», где группа энтузиастов под руководством музыканта-теоретика и математика Арсения Авраамова разрабатывает собственную концепцию «рисованного звука».
Дюла Мачкашши, пионер венгерской анимации, и его соотечественник Джон Халас (впоследствии покинувший Венгрию и ставший крупнейшим мастером мировой анимации) основали студию по производству анимационных и рекламных фильмов.
 
1931
В Аргентине Кристиани поставил первый полнометражный анимационный звуковой фильм «Peludopolis».
 
1932
Премьера первого цветного анимационного фильма «Цветы и дере­вья» («Flowers and Trees») продукции Диснея.
 
1933
Шотландец Норман Мак-Ларен начал экспериментировать в области абстрактного фильма без использования камеры. Сначала он и его друг Стюарт Макалистер смывали эмульсию со старой бракованной кинокопии и получали прозрачную целлулоидную ленту, на которой, не придерживаясь покадрового разделения, рисовали изображение. Это были преимущественно геометрические фигуры: линии, кружочки, треугольники или точки. Фигуры размещались одна под другой. В качестве материала использовались цветная прозрачная мастика, черная китайская тушь и разнообразная цветная тинктура. Проекция давала блестящий результат. На экране танцевали абстрактные линии и пятна. Затем Мак-Ларен начал экспериментировать с «рисованием» звука на звуковой дорожке. Об особенностях этой технологии Мак-Ларен узнал из описаний «рисованного звука» в изданной в СССР книге «Мультипликационный фильм» (1936), которую он изучал и переводил.
Мак-Ларен принадлежит к числу виднейших и самых упорных новаторов в анимации. Но все его формальные поиски были подчинены одной идее — найти путь к преодолению барьера между рисованием как искусством и анимационным фильмом. Кроме абстрактных фильмов: «Камера танцует» («Camera Makes Whoopee», 1935), «Звезды и полосы» («Stars and Stripes», 1939), «Точки и кольца» («Dots and Loops», 1939) — он снимает документальное кино. В антифашистской ленте «Безграничный ад» он соединяет документальные кадры с анимационными.
В 1941 году известный английский режиссер-документалист Джон Грирсон приглашает Мак-Ларена на работу в Канадское Национальное управление кинематографии (National Film Board), где Мак-Ларен создает отделение анимации и делает ряд фильмов бескамерным методом. В первые послевоенные годы он экспериментирует с техникой, позволяющей постепенно менять формы и цветовую гамму своих рисунков, для чего конструирует специальный стол с тремя сменными плоскостями (он называет этот метод системой «фундус»). В 1946 году в фильме «Там, высоко в горах» Мак-Ларен впервые обращается к технике пастели, а уже в 1947-м достигает поразительного совершенства в работе с этой техникой (фильм «Серая курочка» на музыку колыбельной песни). За фильм на темы джазовых композиций Оскара Питерсона «Прочь, нудные заботы» (1949), сделанный методом рисования на ленте, Мак-Ларен получает Гран-при в Венеции (1950) и золотую медаль в Берлине (1951), за фильм «Мерцающая пустота» — Гран-при в Канне (1955). Фильм «Соседи» (1952) удостоен «Оскара». В фильме «Ритмика» (1956) у него действуют трехмерные пространственные фигуры, в знаменитой «Сказочной истории со стулом» (1957) снимается реальный актер, который сосуществует с анимационным стулом. Мак-Ларен, создавший много ярких авторских фильмов, удостоен всевозможных международных наград, он активно участвовал в руководстве канадским кинематографом, работал в ЮНЕСКО, воспитал много достойных аниматоров. Умер в 1987 году.
Во Франции Александр Алексеев в фильме «Ночь на Лысой горе» на музыку М. Мусоргского впервые применил свое изобретение — игольчатый экран. Это плоскость, покрытая сотнями тысяч дырочек, из которых высовываются или в которые втыкаются металлические стерженьки в разнообразных конфигурациях. С их помощью можно, используя игру света и тени, создавать сложные художественные композиции, производящие впечатление ожившей гравюры. В его первом игольчатом экране, созданном им совместно с будущей женой Клер Паркер, было 500000 иголок. Во втором экране, сделанном ими для фильма «Мимоходом» (1943) в Канаде, где они работали с 1940 года по приглашению Национального управления кинематографии, — в два раза больше. Театральный художник-декоратор и книжный иллюстратор, Алексеев стремился в анимации передать нечеткие, изменчивые формы, призрачность и полутона, он хотел достичь здесь такой силы художественного воздействия, которая сравнима с воздействием традиционных искусств: живописи, музыки, скульптуры, поэзии. В 1951 году Алексеев и Паркер разрабатывают другую новаторскую технику анимации: так называемую «тотализацию». Суть ее состояла в том, чтобы вместо покадрового фиксирования неподвижного предмета точно так же — кадр за кадром — фиксировать движущиеся предметы, соединенные при помощи сложной системы маятников. Таким способом был сделан фильм «Дымы», удостоенный приза в Венеции (1952). На протяжении 40-х годов, используя собственные методики, они создали несколько авторских фильмов, рекламные ролики, заставки (в частности, заставку к «Процессу» Орсона Уэллса, по роману Кафки, 1962). Умер Алексеев в 1982 году. В 1973 году канадский мультипликатор Норман Мак-Ларен посвятил ему 39-минутный фильм «Игольчатый экран» («Pincsreen»).
Дисней снимает «Трех поросят» (песенка из этого фильма стала мировым шлягером) и получает «Оскара» за «Цветы и деревья».
 
1934
В СССР выходит фильм «Органчик», созданный Н. Ходатаевым при участии Г. Ечеистова и Д. Черкеса по мотивам «Повести о городе Глупове и его обитателях» и «Помпадуров и помпадурш» Салтыкова-Щедрина). Это последний из советских рисованных фильмов, сделанных в технике плоской марионетки.
При Главном управлении кинематографии создана экспериментальная студия, в задачи которой входило выпускать фильмы по методу поточной технологии мультипликационного производства, как это было у Диснея и Флейшера.
 
1935
Выходит фильм Александра Птушко «Новый Гулливер», в котором куклы совмещаются с актерами.
Оскар Фишингер закончил абстрактную «Композицию в голубом» («Komposition in Blau»), в которой соединил цвет, музыку и изображение. Один из пионеров авангардной анимации, он вынужден скрываться от гитлеровского режима и сначала живет в Швейцарии, а затем эмигрирует в Соединенные Штаты. Он является автором анимационной разработки баховских секвенций для диснеевской «Фантазии». Однако этот эпизод не вошел в окончательную редакцию фильма.
Текс Эйвери, которого называли «Диснеем, прочитавшим Кафку», начинает работать на студии «Уорнер Бразерс». Его персонажи не очень оригинальны по форме, зато наделены необыкновенно тонким чувством юмора. Наибольшую популярность приобрел пес Друпи.
Лен Лай закончил «Цветной сундук» («Colour Box»), который некоторые специалисты считали первым фильмом, нарисованным прямо на целлулоиде.
 
1936
В СССР создана студия «Союздетмультфильм» (впоследствии «Союзмультфильм»), оснащенная техникой целлулоидной мультипликации и практически повторившая структуру диснеевского производства. Импортная технология, приложенная к традициям русской культуры, обещала небывалый взлет советской анимации.
 
1937
Дисней в фильме «Старая мельница» («The Old Mill») впервые применяет камеру, позволявшую получать глубинную перспективу. В этом же году Дисней выпустил на экраны свой первый полнометражный анимационный фильм — «Белоснежка и семь гномов».
 
1940
На студии «Метро-Голдвин-Майер» начинают производство серии «Том и Джерри». Следующие 17 лет над ней работают аниматоры Джозеф Барбера и Уильям Ханна.
 
1941
Состоялась премьера «Фантазии» Диснея — фильма, в котором впервые была использована звуковая аппаратура Fantasound, позволявшая полу­чать стереофонический звук.
В США по заказу правительства начали выпускать пропагандистские антивоенные и инструктивные фильмы для армии. Во время войны студия Диснея активно поддерживает эту инициативу.
 
1943
Начиная с этого года, Ханна и Барбера получают шесть «Оскаров» в области анимации за «Тома и Джерри». Дисней также удостаивается «Оскара» за «Забавные симфонии».
Во Франции — премьера анимационного цветного фильма Поля Гримо «Чучело» («L’Epouvantail»). Гримо, художник по образованию, один из выдающихся французских аниматоров, был прежде всего автором рекламных фильмов, которые делались почти кустарным способом. Но он создал также первый французский полнометражный анимационный фильм «Пастушка и трубочист». Над этой лентой работал Жак Превер, персонажей озвучивали ведущие французские актеры, а музыку сочинил Жозеф Косма. В 1951 году Гримо основал собственную студию. Он был наставником многих известных французских аниматоров (Жак Леру, Мануэль Отеро, Жан Лабели и др.).
 
1943-1944
Джеймс и Джон Уитни сняли абстрактные музыкально-художественные анимационные этюды («Film Exercises» — от 1 до 5). В последующие годы они рабо­тали независимо друг от друга. Но продолжали технические эксперименты. В своих работах Джон применял дифракцию света, пропуская его через слой растительного масла. Звуковую дорожку заполняла электронная композиция — «Сельдерей шагает в полночь» («Celery Stalks at Midnight», 1951). С 1961 года он использует компьютер — «Cataloque Pemutation» (1970), «Matrix» (1971). Джеймс снял «Yantre» (1950-1951), который представлял собою реестр абстрактных форм, источником которых был пульсирующий свет.
 
1945
В Чехословакии Иржи Трнка дебютировал рисованным фильмом «Посадил дед репку». До этого он иллюстрировал детские сказки. Заинтересовавшись и увлекшись кукольным театром Метерлинка, он создал свой собственный, но вскоре разорился. После серии рисованных фильмов Трнка начал работать в кукольной анимации. Его работы отмечены изысканностью формы и богатством цвета. Жорж Садуль писал, что они стали реализацией мечтаний чешских скульпторов, связанных с возможностью сделать скульптуру подвижной. Среди этих работ — «Соловей императора» по Г.-Х. Андерсену (1948), «Старинные чешские сказания» (1953), «Приключения бравого солдата Швейка» (1954), «Сон в летнюю ночь» по Шекспиру (1959, приз в Канне). Трнка умер в 1969 году.
Другой значительной фигурой в чехословацком кукольном кино был Карел Земан, дебютировавший в 1945 году фильмом «Рождественский сон». Для воплощения своих замыслов он сочетал технику кукольного и рисованного кино. Его любимым персонажем был Пан Прокоук («Пан Прокоук—бюрократ», «Пан Прокоук в искушении», «Пан Прокоук—изобретатель», 1947-1949). Чехословацкая анимационная школа приобрела мировую известность.
В США создается студия «Юнайтед Продакшн оф Америка» (ЮПА) во главе со Стивеном Босустовым. Ее создание было реакцией на стиль фильмов и стиль производства Диснея, а за громким названием новой кинокомпании стояла довольно-таки интересная история ее появления на свет. В 1941 году на киностудии Диснея вспыхнула забастовка творческих работников, потребовавших признания своих авторских прав (единственный титр в фильмах Диснея гласил: «Продукция Уолта Диснея»). Забастовка привела даже к вмешательству правительства. Требования забастовщиков были удовлетворены, однако группа ведущих художников все-таки ушла от Диснея. Среди них был и Стивен Босустов. Четыре года он делал коротенькие учебно-образовательные и инструктивные фильмы по заказу военно-промышленных корпораций, а затем на незначительные средства от этих фильмов создал собственную компанию с небольшим количеством работников. Многих талантливых художников привлекла действительно творческая атмосфера студии и возможность воплощать собственные идеи. На студии последовательно разрабатывалась новая — по сравнению с диснеевской — эстетика анимации, базировавшаяся на другом понимании условной природы искусства. Отказ от естественных форм движения, замена их на гротесковые, шаржированные, другая культура рисунка, основанная на традициях карикатуры, упрощение цветовой гаммы (преимущественное использование двух-трех чистых цветов) — все это усиливало выразительность персонажей. Босустову принадлежала идея создания нового персонажа — близорукого, комично-рассеянного мистера Маги (1949). Этот персонаж очень скоро стал популярным героем большой серии. Коммерческий успех позволил Босустову расширить производство — в середине 50-х были открыты филиалы в Нью-Йорке и Лондоне.
ЮПA (или: Ю-Пи-Эй) сыграла большую роль в развитии нового анимационного языка. Сотрудничество с ней дало толчок к плодотворной самостоятельной работе многим мэтрам современной анимации.
 
1946
При финансовой поддержке Музея искусств Сан-Франциско был организован Фестиваль искусств кино. На нем демонстрировались наиболее интересные авангардистские фильмы, а также прошла ретроспектива Оскара Фишингера.
 
1947
В Америке средством распространения и популяризации анимационного кино все активнее становится телевидение. Пер­вым телевизионным анимационным сериалом стал «Кролик-крестоносец» («Crusader Rabbit») Алекса Андерсона и Джея Барда. Анимация все чаще используется в телевизионной рекламе.
 
1950
В Массачусетском Технологическом институте проводятся первые эксперименты с компьютерно генерированным изображением.
Оскар Фишингер изобрел лумиграф — прибор для получения световых спецэффектов.
 
1952
В США Бен П. Лаповський использовал аналоговый калькулятор и катодный осциллограф для создания своих «Электронных абстракций».
 
1953
В СССР в рамках киностудии «Союзмультфильм» создается творческое объединение кукольных фильмов — отечественная объемная мультипликация получила импульс для дальнейшего развития.
 
1954
В Великобритании режиссер Джон Халас снял фильм «Скотный двор» по мотивам романа Дж. Оруэлла.
 
1955
Постановка первого канадского полнометражного анимационного фильма «Очарованное село» («Le Village Enchante») режиссеров М. и Р. Расико.
Торжественно открыт «Диснейленд» — парк аттракционов и развлечений, воссоздающий атмосферу диснеевского кино.
 
1956
Создается студия анимационных фильмов в Загребе (Д. Вукотич, А. Маркс, Б. Колар, З. Боурек, В. Мимица). Первым фильмом «Загребской школы» стал короткометражный «Веселый робот» («Nestasni Robot», 1956, реж. Душан Вукотич). Затем выходят «Ковбой Джимми» Вукотича и Мимицы (1957) и «Суррогат» Вукотича (1961). Они несут в себе черты стиля «упрощенной анимации», авангардности в технике рисунка и графики, а в содержании — едкой иронии и экзистенциального отчаяния. После 1964 года часть художников студии перешла в игровое кино. Однако «Загребская школа» просуществовала до 80-х годов. Ее поздние фильмы имеют ярко выраженный «авторский» характер.
 
1957
После того, как в кинотеатрах была прекращена демонстрация короткометражных фильмов, Ханна и Барбера основали в Голливуде собственную киностудию, где благодаря максимально упрощенному процессу производства создавались относительно дешевые фильмы — главным образом для телевидения. В последующие годы студией было выпущено 12 популярных серий.
 
1958
Музей Гугенхайма поддерживает производство экспериментальных фильмов, которые противопоставляются лентам, снятым в студийной си­стеме. Благодаря этой поддержке выходят «Магическая личность» («The Magic Feature») Гарри Смита, «Человек и его собака на свежем воздухе» («A Man and his Dog out for Air») Лена Лая.
 
1959
В США вышел первый анимационный фильм с Чарли Брауном, героем комикса «Фисташки».
 
1960
ООН создает Международную ассоциацию анимационного фильма (ASIFA) с отделениями в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и на некоторых киностудиях.
На американском телевидении рождается серия «Флинтстоуны» («The Flintstones»), которая снималась до конца 70-х. Это был первый сериал для взрослых.
В производстве массовой продукции широко используются вырезанные фигуры, формы, склеенные из папье-маше или вылепленные из пла­стилина, готовые предметы (ready made), фотографии, коллажи, графика — то есть все то, чем раньше пользовались преимущественно в «авторских» филь­мах. По сравнению с традиционной рисованной анимацией этот метод дает некоторую финансовую и временную экономию.
В августе во французском городе Анси открылся Международный фестиваль анимационных фильмов, задача которого состояла в поддержке экспериментальных лент и новых анимационных технологий. В мире проводится несколько таких специализированных фестивалей — в Штуттгарте, Хиросиме, Люцерне, Эдинбурге, Упсале, Бомбее, Монреале, Нью-Йорке и в других городах мира.
 
1961
Премьера фильма Диснея «101 далматинец», в котором для тиражирования рисунков использовали ксерографию.
Впервые в анимационной категории «Оскаром» награждается зарубежный фильм. Лауреатом стал Душан Вукотич с фильмом «Суррогат» («Substitute»).
Ханна и Барбера выпускают на экраны телевизионную серию «Пес Гекльберри»; звездой в ней, кроме главного героя, становится медвежонок Йоги.
Уолт Дисней начинает телевизионный сериал «Мир цвета Уолта Диснея» («Walt Disney’s Colour World»), который живет по сей день.
В 1961 году Федор Хитрук, проработавший до того 25 лет как художник-мультипликатор, переходит в режиссуру. Создателя мультипликационной трилогии о Винни-Пухе и знаменитых лент «История одного преступления» (1961), «Каникулы Бонифация» (1965), «Человек в рамке» (1966), «Фильм, фильм, фильм!» (1968), «Дарю тебе звезду» (1974, специальный приз жюри в Канне), антиутопии «Остров» (1973, Гран-при Каннского фестиваля) и др. по праву называют отцом современной российской анимации.
 
1962
В СССР выходит полнометражная кукольная экранизация пьесы Маяковского «Баня» (реж. Сергей Юткевич и Анатолий Каранович).
Стив Рассел создал «Звездную войну» («Star War») — первую видеоигру.
Айвен Э. Сазерленд сконструировал «Sketchpad» — систему, которая позволяет манипулировать изображением прямо на экране монитора.
 
1963
В американской компании «Bell Telephone Laboratories» осуществлено производство первого компьютерного анимационного фильма (автор Э. Заяц). Идет быстрое развитие компьютерной графики, в которой помимо технических аспектов все бóльшую роль начинают играть эстетические критерии. А первым аниматором, использовавшим компьютерную графику в плане чисто творческом, стал Петер Фёльдеш (венгр по происхождению), показавший в 1971 году на кинофестивале в Анси свой фильм «Meta data».
Киностудия Диснея применила систему «Audio Anomatronics», которая привела в движение компьютерные модели человека и животного.
Электроника начинает играть все более значительную роль в кинопроизводстве. Электронные спецэффекты в анимации (видео, ампекс, сложные камеры для покадровой съемки, компьютерная графика).
 
1964
Вышел на экраны первый игровой фильм из серии «Розовая пантера» режиссера Блейка Эдвардса. Автором анимационной заставки в этой ленте был Фриц Фриленг. Успех заставки оказался настолько громким, что «розовая пантера» начала жить своей собственной жизнью и стала героиней целой серии анимационных фильмов. Следует вспомнить, что анимационные заставки к игровым картинам уже имели свою многолетнюю традицию. Одним из известнейших специалистов в этой области был Сол Басс, делавший такого рода заставки для Альфреда Хичкока («Головокружение», 1958), Отто Преминджера («Анатомия убийства», 1959), Майкла Андерсона («80 дней вокруг света», 1957) и Стэнли Крамера («Это безумный, безумный, безумный, безумный мир», 1963).
 
1965
В США и Германии состоялись многочисленные выставки и демонстрации компьютерной графики (все художники — Бела Юлеш, Михаэль Ноль, Георг Неэс, Фридер Наке — были инженерами). Всё чаще компьютерную графику используют при подготовке разных художественных проектов.
 
1966
Социально-сюрреалистическим фильмом о кругосветном путешествии чиновника «Жил-был Козявин» дебютирует в мультипликации Андрей Хржановский, впоследствии снявший известные притчи «Стеклянная гармоника» (1968), «Шкаф» (1971), осуществивший экранизацию рассказа Розы Хуснутдиновой «Бабочка» (1972), создавший фильмы по рисункам Пушкина («Я к вам лечу воспоминаньем», 1977; «И с вами снова я…», 1980; «Осень», 1982) и др.
В Массачусетском Технологическом институте разработана система «Genesys», в которой для создания рисунков используется световая кисть. Подобные опыты с генерированием изображения проводятся при поддержке Канадского Национального исследовательского совета (National Research Council).
Чарли Чури из университета штата Огайо при помощи компьютера IBM-7094 впервые создает портрет человека (Sine Curve Man).
 
1967
Премьера фильма польского режиссера Валериана Боровчика «Театр господина и госпожи Кабаль» («Le Théâtre de M. et Mme Kabal»), пропитанного атмосферой сюрреалистическиих ужасов. Боровчик также делал заставки для многих французских игровых фильмов.
На «Экспо-67» в Монреале состоялась демонстрация мультимедийного искусства и анимационных фильмов. В  павильоне Чехословакии был показан киноавтомат — первое интерактивное кино, в котором использовался компьютер.
Фонд Рокфеллера основывает в Сан-Франциско Народный центр телевизионных экспериментов. С этого времени лавинообразно растет количество исследовательских центров, работающих на нужды кино, телевидения, образования и промышленности.
 
1968
Премьера фильма «2001: Космическая одиссея» Стенли Кубрика. Здесь впервые для получения спецэффектов в столь широком объеме используется электроника.
Премьера «Желтой подводной лодки» — сюрреалистического рассказа о группе «Битлз», иллюстрированного их музыкой. Стилистика этого фильма, над которым работали Хайнц Эдельман, Джордж Дин и Фреди Вольф, оказала огромное влияние на мировую моду и способствовала стандартизации определенных художественных вкусов.
 
1969
Нам Джун Пайк, Алан Капров, Отто Пиен заявляют о себе как о деятелях видеоарта. Организуют показ «Медиум — это медиум» (Medium is the Medium).
Объединение «Computer Image» представляет в Нью-Йорке SCANIMATE — систему компьютерной анимации, которая позволяет вводить в компьютер и подвергать обработке оригинальные произведения искусства. Изображения можно было уменьшать, увеличивать, соединять, переворачивать, свертывать и т.п.
Премьера «Улицы Сезам», образовательной программы для детей младшего возраста, в которой использовались различные виды анима­ционной техники.
Освальдо Кавандоли (в 40-х годах он сделал первый итальянский полнометражный анимационный фильм «Братья-динамит»/«I fratelli dinamite») приступил к серии «Линия» («La Linea»). Ее герой — человечек, формируемый бесконечно длинной, нескончаемой горизонтальной линией. В рамках этой «своей» линии он существует и проходит через различные приключения. В финале на помощь ему приходит рука художника.
 
1971
Впервые была представлена система CAESAR (Computer Animated Episodes Single Axis Rotation), спроектированная Ли Гарисоном. Она позволяла создавать короткие анимационные эпизоды и сразу же просматривать их на цветном мониторе. После проверки можно было зафиксировать эпизод в памяти компьютера и продолжать ра­боту.
На помощь аниматорам пришла также система «Cinetron», предоставлявшая возможность делать компьютерный расчет и планирование кадров, с тем чтобы закрепить на экране нужные движения.
Первые фильмы направления «информационного искусства» — «Тайна» («Enigma») американки Лилианы Шварп, «Трансформация» («Transformation») француженки Веры Мольнар и «Meta data» Петера Фёльдеша.
Премьера телевизионного цикла «Летучий цирк Монти Пайтона», в котором были широко использованы спецэффекты и различные анимационные технологии.
 
1972
Премьера американского фильма «Кот Фриц» («Fritz the Cat») Ральфа Бакши по рисункам андеграундного художника Роберта Грампа. Эта лента, адресованная взрослым зрителям и впервые в истории анимации получившая категорию «Х», была острой сатирой на господствующую идеологию и нравы. Главный герой стал олицетворением бунтарской молодежи.
Дуглас Трамбалл и Билл Холанд из США разрабатывают систему, соединяющую камеру с компьютером.
 
1973
Премьера французского фильма «Дикая планета» («La planete sauvage») — философс­кой сказки Рене Лану и Ролана Топора.
 
1974
Международную славу российскому режиссеру Юрию Норштейну прино­сит фильм «Цапля и журавль».
В Иране создается центр экспериментальной анимации.
 
1975
Повсеместное применение компьютерной графики на американском телевидении для производства логотипов, заставок, рекламы и т.п. Компьютерная анимация используется большинством студий, которые выпускают коммерческие анимационные фильмы.
Популяризация видеоигр и интерактивной компьютерной графики в CШA.
Джордж Лукас создал ILM (Industrial Light and Magic), задача которой — работа в сфере электронных спецэффектов для кинематографа.
Советский мультипликатор Анатолий Петров в фильме «И мама меня простит» применил на практике оригинальную технику рисования на стекле, которую называют то «гиперреалистической анимацией», то «фотографикой». Один из последующих известных его фильмов, выполненных в этой технике, — «Полигон» (1978).
 
1976
Американец Мартин Ньюэлл на показе «Siggraph» демонстрирует трехмерное изображение чайника для заваривания чая (это изображение было представлено на экспозиции в Бостонском Компьютерном музее рядом с чайником-оригиналом).
 
1977
Премьера фильма Джорджа Лукаса «Звездные войны», в котором использованы приемы кукольной анимации, лазерные эффекты, трюковые съемки. Эта лента оказала огромное влияние на кино- и телепроизводство последующих лет (а также на производство видеокомиксов и рекламы).
В «Близких контактах третьего вида» Стивена Спилберга используется синтетически генерированное трехмерное изображение летатель­ного аппарата.
В Болгарии Тодор Динов создает фильм «Дракон», в котором сочетает игровое кино с мультипликацией.
 
1978
Начинается выпуск телевизионного сериала «Маппет-шоу» («The Muppet Show») Джима Хенсона, герои которого — анимационные куклы — приобретают популярность во всем мире.
 
1979
Выходит фильм Юрия Норштейна «Сказка сказок», который в 1984 году Международное жюри в Лос-Анджелесе объявило «лучшим анимационным фильмом всех времен и народов».
 
1980
В фильме Ирвина Кершнера «Империя наносит ответный удар» Фил Типет и Джон Берг впервые используют «go-motion» — анимационную технологию, в которой ступени начального изображения скомпрессованы через компьютер.
 
1981
Джон Халас, британец венгерского происхождения, который с 30-годов делал инструктивные фильмы и независимую анимацию, осуществил в США постановку полностью компьютерно генерированного фильма «Дилемма».
«Оскара» удостоена четырехминутная миниатюра венгра Ференца Рофуса «Муха».
Первый фестиваль «Nouvelles Images» в Монте-Карло (с 1984 года — «Imagina»).
 
1982
В Великобритании создается телеканал «Channel 4» с целью показа эксперименталь­ных достижений в сфере анимации для взрослых.
«Дисней Продакшн» проводит эксперименты с применением компьютерной графики в массовом производстве, но первые опыты («Трон») были, скорее, неудачными.
 
1983
«Танго» поляка Збигнева Рыбчиньского получило «Оскара» в категории короткометражных анимационных фильмов. В том же году режиссер переехал в Соединенные Штаты. Там он поставил много анимационных фильмов и видеоклипов, в которых применял компьютерные технологии и технику High Definition. Среди них —  «Imagine» (1986), «Лестница» (1987), «Четвертое измерение» (1987), «Оркестр» (1990), «Кафка» (1992). Он принадлежит к числу самых знаменитых мастеров видеоарта и величайших новаторов в этой области.
 
1984
Появились первые фильмы интерактивного кино, в которых зритель при помощи компьютерных операций влияет на содержание произведения.
 
1986
Премьера «Улицы крокодилов» (по Бруно Шульцу) братьев Стивена и Тимети Куэй. Эти авторы, американцы по происхождению, основали собственную небольшую студию в Великобритании; сознательно отказавшись от новых технических достижений, они своими силами, ценой огромного напряженного труда, создают мастерски деформированных кукол. Братья Куэй охотно ссылаются на Старевича как на своего духовного наставника. Атмосфера их фильмов мрачна и катастрофична. Один из критиков отмечал, что они анимируют не натюрморты, то есть мертвую материю, а смерть материи, ее деструкцию и распад. Среди их последующих фильмов — «Гребенка» («The Comb», 1990), «Слепая лю­бовь» («Blind Love», 1991), «Тихая ночь-2» («Stille Nacht 2», 1992).
 
1987
В Лос-Анджелесе создается Международное общество, объединяющее студии анимационных фильмов.
 
1988
Чешский аниматор (художник и кукольник) Ян Шванкмайер поставил свой первый полнометражный фильм «Кое-что из Алисы» по Л. Кэрроллу. Здесь игровой, актерский фильм соединен с разными видами анимационной техники (коллажем, папье-маше, рисунком и куклами). Шванкмайер начал ставить анимационные фильмы в 1964 году. Среди его фильмов: «И.-С. Бах: Фантазия соль-минор» (1965), «Сад» (1969), «Дневник Леонарда 72» (1972). В 1994 году он поставил «Урок Фауста» по Гёте. Все его фильмы технически совершенны, их отличают сюрреалистический юмор и поэзия с магическими мотивами. Шванкмайер приобретает все большее международное признание.
Премьера фильма «Кто подставил кролика Роджера» Роберта Земекиса, в котором блестяще соединяются игровая и анимационная техники.
В коммерческом кино во всем мире начинает доминировать автоматизированная анимация. Безусловный приоритет тут принадлежит японцам. Созданные ими сериалы для детей и молодежи лишены эстетической ценности. Для них характерны упрощенность художественной формы и схематичная анимация. Эти сериалы заполоняют все телевизионные каналы мира.
 
1990
Студия «Fox Network» начинает выпуск сериала «Симпсоны» («The Simpsons»). Его герои — члены американской семьи, непривлекательные внешне и с исключительно мерзкими характерами, приобретают необыкновенную популярность.
 
1991
Выходит первый номер ежеквартальника «The Animation Journal», посвященного aнимации.
 
1992
«Морская свинка» («Guinea-pig») Бретта Леонарда становится первым фильмом на темы виртуальной реальности.
 
1993
«Кодак» вводит систему «Cineon» — первый полный комплект оборудова­ния для создания спецэффектов.
Джеймс Кэмерон, Стен Уинстон и Скотт Росс основывают фирму «Диджитал Домейн» («Digital Domain»), которая специализируется на производстве видеоигр, спецэффектов и CD-rom’ов.
Фильм Марка Брамбилла «Разрушитель» впервые включает в себя эпизоды, которые будут затем использоваться в видеоиграх.
 
1994
Бывший сотрудник Диснея Тим Бартон, создатель кинематографического Бэтмена, осущест­вил постановку своего первого полнометражного кукольного фильма «Кошмар перед Рождеством» («Nightmare before Christmas») о противостоянии между языческим праздником Хеллоуин и Рождеством Христовым.
Премьера «Маски» Чарлза Рассела, в которой стирается граница между анимационным и игровым кино, что стало возможным благодаря технологии компьютерной обработки изображения.
 
1995
«Каспер» («Casper») Брэда Сиберлинга вмещает в себя в целом 40 минут синтетических анимационных изображений.
 
1996
«История игрушек» («Toy Story») Джона Ласетера (производство компаний «Пиксар» и «Дисней») становится первым полнометражным фильмом, созданным целиком из синтетических изображений.
Появились также первые видеоигры, которые используют (на боль­шом экране) киноизображение, актеров и кинотехнологии («Wing Commander IV», «The Dig», «Ripper» и другие).
Ник Парк получает третьего «Оскара» за фильм «На волосок от смерти»/«Чистое бритье» («Close Shave»), набрав невиданное доселе количество голосов в категории анимации.
 
1997
Компании «Пиксар» и «Дисней» заключают договор о совместном производстве и прокате пяти полнометражных анимационных фильмов.
Компания «Imax Corporation» представляет новую технологию «Stereo Animation Drawing Device» — прибор для рисования стереоанимации, которая позволяет аниматорам разрабатывать трехмерные стереоскопические анимационные фильмы для демонстрации в кино­театрах Imax 3D. С его помощью аниматоры могут рисовать и анимировать в пространстве непосредственно руками. В отличие от анимационной компьютерной анимации, где используется клавиатура, «мышь» и сложные инженерные манипуляции, тут используется жезл, свободно передвигающийся и превращающий движение руки аниматора в линии, которые возникают в пространстве в процессе рисования. Связанная с этим технология «Geretto» позволяет аниматору создавать сложные и очень длинные (до ста кадров) фрагменты анимации из небольшого числа таких рисунков.
 
1998
«Оскара» (и ряд других международных наград) получает выпущенная компанией «Пиксар» (Pixar Animation Studios) коротенькая анимация «Игра Джери» («Geri’s Game»), в которой сделаны значительные шаги на пути анимирования кожи и одежды персонажей. В следующем году «Оскаром» награждается еще одна анимационная лента — «Крольчиха» («Bunny»), где использована компьютерная технология, воссоздающая тончайшие нюансы естественного освещения. Фильм снят на студии «Blue Sky Studios».
Создаются интернетовские сайты, полностью посвященные анимации. В частности, Animation World Network (www.awn.com), который выдает любую информацию, связанную со всеми возможными вопросами из области анимации, а также ASIFA.NET (http://asifa.net) — официальная страница ASIFA, выдающая информацию об этой организации, ее структуре, истории и деятельности и предоставляющая возможность связи с 3500 ее членами из 60 стран, объединенных в 35 национальных и региональных групп.
 
1999
«Оскара» за специальные эффекты получает фильм «Куда приводят мечты» («What Dreams May Come»), в котором фирма «Mass.Illusions» достигла невиданного ранее уровня достоверности в соединении живого персонажа с анимационным фоном (техника «анимированного рисования»). В следующем году эта же фирма получает еще одного «Оскара» за спецэффекты в фильме «Матрица» («Matrix»).
Компания «Пиксар» объявляет о последней разработке системы лазер­ной записи PIXAR VISION, которая превращает цифровые компьютерные данные в изображения на кинопленке с невиданными прежде качеством и быстротой. Система была опробована на анимационном блокбастере 1998 года «Жизнь жучков» («Bug’s Life») и на следующем хите — «История игрушек-2» («Toy Story 2»). Несколько позже это изобретение компании «Пиксар» получает «Тех­нический приз» Американской киноакадемии.
Состоялись первые в истории анимации и кинематографа в целом показы полнометражных фильмов на большом экране в «цифровой проек­ции» — «Тарзан» и «История игрушек-2».
 
2000
Российский аниматор и художник Александр Петров с третьей попытки (после номинаций «Коровы» и «Русалки») удостаивается «Оскара» за фильм «Старик и море». Картина сделана в технике «живописи по стеклу». Это первый фильм из оскаровских лауреатов по разделу анимации, созданный в формате 70-миллиметровой пленки для проекции на гигантский экран высокой четкости «Iмах».
Кинокомпания Стивена Спилберга «Dream Works SKG», начавшая активно производить собственные анимационные фильмы — как традиционные («Принц Египта», 1998), так и компьютерные («Муравей Антц», 1998), — выступила в качестве продюсера полнометражного пластилинового фильма одной из ведущих анимационных компаний «Aardman Animations» — «Побег из курятника» («Chicken Run»), созданного ее основателями Ником Парком и Питером Лордом.
Компания «Уолт Дисней» выпускает полнометражный фильм «Динозавр», в котором на протяжении всей ленты соединены реальный фон и компьютерно генерированное изображение животных.
Фирма «Cinesite, Inc.», являющаяся подразделением «Eastman Kodak Company», ввела качественно новую систему спецэффектов, которая была опробована на фильме «Люди Икс» («X-Men»). Эта система используется для создания трехмерного анимированного робота, который взаимодействует с «живыми» персонажами и реальным фоном в новом фильме «Красная планета».
Появляются новые компьютерные технологии (в частности «Quick Time VR»), которые позволяют передвигать изображение из плоского двухмерного пространства в трехмерное (с интерактивными компонентами). Это дает возможность зрителю «нырять» в виртуальные миры с помощью всего лишь компьютера и «мыши», не пользуясь перчатками, шлемами или громоздкими очками.
5 ноября сериал «Симпсоны» отпраздновал появление своей 250-й серии. Таким образом, он стал самым длинным и самым популярным из анимационных сериалов. Последняя серия называется «Рассказ о двух Спрингфилдах», и речь в ней идет о гражданской войне между двумя районами маленького американского городка за получение бесплатных билетов на концерт популярной рок-группы.
В связи с заметным ростом количества анимационных фильмов в мировом прокате Американская киноакадемия принимает решение ввести еще одну оскаровскую номинацию — «полнометражный анимационный фильм».




Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 




































































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.