«Придя из неизвестности, я и ухожу в неизвестность…» Николай Ходатаев о причинах своего ухода из мультипликации



Одним из переломных моментов в истории советской рисованной анимации, бесспорно, стал ее перевод в 1934 году на производственную основу «диснеевского конвейера». Началось это с образования «Смирновской студии» (Экспериментальной мультипликационной мастерской), а закончилось в 1936 году объединением московских мастеров рисованного фильма на студии «Союздетмультфильм». Именно с этой реформой связывают историки кино уход из отечественной мультипликации ряда крупных фигур, стоявших у ее истоков, — Ю. Меркулова, З. Комиссаренко, Н. Ходатаева и других.
Публикуемое ниже письмо — комментарий к этой теме, что называется, «из первых рук». Это редкое свидетельство о причинах и процессе расставания с мультипликацией Николая Петровича ХОДАТАЕВА (1892-1979) — крупнейшего мастера отечественной мультипликации, неформального лидера (по свидетельствам современников) московской графической анимации в 1920-30-е годы. Н. П. Ходатаев посвятил мультипликации, по собственному признанию, 12 лет жизни — от создания одного из первых советских мультфильмов «Межпланетная революция» (1924, совместно с Ю. Меркуловым и З. Комиссаренко; фильм был профинансирован Ходатаевым) до съемок «Органчика» (1934) и «Карьеры Фиалкина» (1935). После ухода из кино Ходатаев лишь однажды (вынужденно?) принял участие в создании мультфильма, работая художником на картине «Кино-цирк», снимавшейся Л. Амальриком и О. Ходатаевой в военной Москве в 1941-42 гг.
Н. П. Ходатаев — автор не менее 20 мультфильмов. Кроме того, свой практический и теоретический опыт работы в мультипликации Николай Петрович обобщил в ряде статей, опубликованных в книгах и периодике 1920-30-х гг. Наследие Ходатаева вызывает особый интерес у исследователей как одно из ярчайших свидетельств творческого взлета советской «динамической графики», ее стилистического и жанрового богатства, самобытности и неповторимости.
Письмо, публикуемое ниже, любезно предоставила нам дочь Ходатаева — Нэла Николаевна. Оно было отправлено Н. П. Ходатаевым своему армянскому другу, М. Г. Баблояну, директору «Арменкино» (в 1949-50 гг. — зам. директора «Союзмультфильма»), примерно в конце ноября—начале декабря 1935 года. В датировке мы исходим из того, что именно в это время Ходатаев вернулся к занятиям живописью и скульптурой (после учебы во ВХУТЕМАСе он в 1916 году получил диплом живописца, а в 1918 году — архитектора).
 
Публикация И. Р. Марголиной
 
 
Информацию о возможности приобретения номера журнала с этой публикацией можно найти здесь.




Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 




































































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.