Уважаемые и милые любители чешского кино!
 
Возможно, вас немного удивит «ключ», которым Чешский центр в Москве решил «открыть» Национальный киноархив в Праге на этот раз, чтобы представить вам еще одну коллекцию из истории чешской кинематографии.
В 2009 году мы решили просто поставить на девятку! И вот что получилось: когда мы тщательно изучили список чешских (или, ранее, чехословацких) фильмов, выпущенных в годы, оканчивающиеся на эту цифру, то обнаружили, что в каждом соответствующем «наборе» — начиная с 1919 по 1999 год — можно найти фильм (а иногда и не один), настолько значительный, характерный, и даже репрезентативный для целой декады чешской истории, что в итоге мы получим, как на ладони, красноречивый срез, повествующий о закономерных (и незаконных) переменах и перипетиях в жизни чешского общества и судьбах чешского народа.
Мы надеемся, что вам будет интересен наш «калейдоскоп», и благодарим наших коллег и партнеров из Музея кино за доверие!
 
Власта Смолакова,
Директор Чешского центра в Москве
 
 
15.04, среда
19:30
Эротикон (Erotikon), реж. Густав Махаты, 1929, 89'
 
16.04, четверг
19:30
Кристиан (Kristián), реж. Мартин Фрич, 1939, 87'
 
17.04, пятница
19:30
Воспитанница браконьера (Pytlákova schovanka), реж. Мартин Фрич, 1949, 117'
 
18.04, суббота
15:00
Далекий путь (Daleká cesta), реж. Альфред Радок, 1949, 108'
17:00 
Король Шумавы (Král Šumavy), реж. Карел Кахиня, 1959, 93'
19:30
Страдания молодого Богачека (Utrpení mladého Boháčka), реж. Франтишек Филип, 1969, 90'
 
19.04, воскресенье
15:00
Панельная история (Panelstory), реж. Вера Хитилова, 1979, 96'
17:00
На вольных хлебах (Volná noha),  реж. Юлиус Матула, 1989, 90'
19:30 
Возвращение идиота (Návrat idiota), Саша Гедеон, 1999, 100'

 

Вступительное слово к фильмам  кинокритик, историк кино Галина Копанева

 
 
Вор
Zloděj
1919, 10 мин.
Режиссер: Теа Червенкова
Сценарий: Теа Червенкова
Оператор: Йозеф Брабец
В ролях: Йозеф Вошалик, Мила Пачова, Ченек Шлегл, Теа Червенкова, Адольф Доброволны
Производство: Slaviafilm
 
За обедом коммерсант Кулайда негодует по поводу дерзкого ограбления, о котором прочитал в газете, и сам решает найти вора. Как только он уходит, его жена спешит в городской сад на свидание к своему поклоннику барону. Тот приглашает ее к себе, но она отказывается. Тогда он сам пробирается в дом возлюбленной и, подсыпав служанке снотворного, ждет возвращения хозяйки. Между тем самозваного детектива Кулайду выгоняют из воровского притона, где он искал преступника. Его жена, вернувшись домой, переодевается перед зеркалом. Барон скрывается за занавеской. Кулайдова не отвергла бы его ухаживаний, если бы не появление мужа. Она прячет барона на балконе. Воры находят перед домом его пиджак и портмоне. Муж обнаруживает обольстителя, но находчивый любовник притворяется лунатиком. Пожалев его, Кулайда отдает ему свой пиджак.
 
 
Строитель храма
Stavitel chrámu
1919, 40 мин.
Режиссеры: Карел Дегл, Антонин Новотны
Сценарий: Владимир Шрамек, Ян Эмил Коула
Оператор: Йиндржих Брихта
В ролях: Якуб Сайферт, Рудольф Дейл, Карел Колар, Эва Врхицка, Ярослав Гурт, Флорентин Штайнсберг, Карел Ваня, Владимир Шрамек, Милада Зазворкова
Производство: Бартья Деглы
 
Один из немногих чешских фильмов этого времени, купленный зарубежными странами, в частности, Францией. Картина снята  по мотивам легенды XIV века о молодом архитекторе Петре Парлерже, которому король Карел IV поручил достроить в Праге храм, величественное произведение готической архитектуры. Прибывший в замок Карлштейн, Петр показывает королю план сооружения и, получив высочайшее соизволение, принимается за смелое строительство. Чем ближе день, когда будут сняты леса, тем больше разгорается зависть других архитекторов и их желание навредить Петру. Они распускают среди рабочих слух, что храм — дело рук дьявола и потому непременно рухнет. Напуганные строители отказываются снимать леса. Поддается панике и сам Петр. Усомнившись, что свод устоит, он обращается к дьяволу, который обещает помочь и заставляет его сжечь леса. Опасаясь последствий, Петр бежит из города. Однако здание устояло, и люди ищут архитектора, чтобы сообщить ему добрую весть. Пытаясь скрыться от толпы, Петр оказывается на скале. Дьявол сбрасывает его в пропасть и овладевает его душой.
 
 
Дама с маленькой ножкой
Dáma s malou nožkou
1919, 31 мин.
Режиссеры: Пршемысл Пражски, Ян С. Колар
Сценарий: Ян С. Колар, Густав Махаты
Оператор: Сватоплук Иннеманн
В ролях: Ольга Аугустова, Густав Махаты, Франтишек Пелишек, Пршемысл Пражски, Сватоплук Иннеманн, Анни Ондракова, Ян С. Колар, Маша Германова, Эмилие Бокова, Бонда Сингларски, Франтишек Герман
Производство: Geem-Film
 
Некто в маске склоняется над трупом девушки... Один тип преследует другого по крышам и, наконец, сталкивает противника вниз... Свидетельницу преступления выслеживают и закалывают кинжалом... Оказывается, все это — просто фантазии частного детектива Тома Махаты, заядлого читателя детективных романов. Его помощник Арчибальд, несущий большую сумку с деньгами, привлекает внимание ловкого вора. В результате Арчибальд остается ни с чем  — с ручками от сумки… На месте преступления детективы находят след маленькой ножки и решают прибегнуть к весьма необычному способу расследования. Том, явившись на каток в шляпе и экстравагантном клетчатом шарфе, предлагает дамам примерить коньки не больше 36-го размера. Арчибальд переодевается чистильщиком обуви — и тоже выглядывает исключительно дам с маленькой ножкой. Том знакомится с кокетливой девушкой; Арчибальду надоедает его занятие, когда его услугами хочет воспользоваться старая дворничиха… Девушка просит Тома выяснить, где провел прошлую ночь ее приятель и протягивает его фотографию. Вернувшись домой, неопытный детектив ломает голову, как быть дальше. Но тут, словно по волшебству, на пороге появляется тот самый мужчина с фотографии — приятель девушки. Он принес сумку, упавшую ему на голову, когда он утром в подпитии возвращался с дружеской гулянки. Протрезвев, он обнаружил в сумке записку с адресом Тома. Он просит Тома выяснить, с кем встречается его девушка. Тот кивает на Арчибальда, которому передает свою шляпу и незабываемый шарф. А сам спешит к девушке с маленькой ножкой: ведь она, кажется, не равнодушна к его чувствам.
 
 
Эротикон
Erotikon
1929, 89 мин.
Режиссер и сценарист: Густав Махаты
Оператор: Вацлав Вих
В ролях: Карел Шлейхерт, Ита Рина, Олаф Фьорд, Теодор Пиштек, Шарлота Суса, Луиджи Сервенти, Л. Г. Струна, Милка Балек-Бродска, Богумил Коварж, Беда Саксл, Владимир Славински, Бронислава Ливиа, Вацлав Жиховски, Иржи Грон, Вилли Роснер.
Производство: Geem-Film
 
Первый чешский фильм, получивший международное признание. Дождливой ночью железнодорожный смотритель пускает к себе переночевать хорошо одетого, благоухающего пассажира, опоздавшего на поезд. Смотрителя вызывают на службу, и Джордж остается в доме один на один с его красавицей дочерью. Молодой светский лев соблазняет девушку. Утром он уезжает. Спустя некоторое время Андреа ждет ребенка. Между тем Джордж ведет в городе привычный необременительный образ жизни, встречаясь с замужней Гильдой. Получив от дочери смотрителя письмо с известием о ее беременности, он посылает ей деньги. Чтобы скрыть роды, Андреа уезжает в город. Ребенок рождается мертвым. Позже Андреа выходит замуж за мужчину, спасшего ее от насильника на пустынной дороге. Однажды Андреа случайно встречает Джорджа, и тот снова готов ее соблазнить. Страсть в молодой женщине вспыхивает с новой силой. Бросив мужа, она собирается бежать с Джорджем. Однако, став свидетельницей выяснения его отношений с мужем Гильды, Андреа с горечью понимает, что она не единственная пассия Джорджа. Ревнивый муж Гильды убивает соперника. Андреа возвращается домой к мужу: теперь она знает цену его любви. В роли Андреа — словенская королева красоты Ита Рина; в роли Джорджа —  норвежский актер Олаф Фьорд; в фильме также снимались немка Шарлотта Суса и итальянец  Луиджи Сервенти.
 
 
Кристиан
Kristián
1939, 87 мин.
Режиссер: Мартин Фрич
Сценарий: Эдуард Шимачек, Йозеф Грусс, по пьесе Ивана Ное «Кристиан»
Оператор: Фердинанд Печенка
В ролях: Олдржих Новы, Наташа Голлова, Рауль Схранил, Бедржих Веверка, Адина Мандлова, Яра Когоут, Ярослав Марван и др.
 
Алоис Новак, мелкий служащий турфирмы и муж ничем не примечательной женщины, живет устоявшейся, скучной жизнью. Но его так и тянет к приключениям. Раз в месяц Алоис в роли загадочного льва Кристиана ходит в шикарный «Ориент-бар», где не считая чаевых обольщает болтовней очередную элегантную красавицу, разводя речи о любви, о красоте экзотических стран, где он якобы побывал. В действительности же все это вычитано в рекламных туристических проспектах. Любая женщина готова поддаться очарованию его бархатного голоса. Но после дежурной фразы «Закройте глаза, я ухожу» (ставшей крылатой) «Кристиан» сейчас же сбегает — чтобы через месяц повторить свою игру с другой женщиной… Двойная жизнь продолжается до тех пор, пока он не знакомится в баре с Зузаной, которая разоблачает его и возвращает на землю. Ведь рядом с Алоисом — верная жена Марженка, которая под руководством своей тетушки превращается в элегантную современную женщину.
 
 
Далекий путь
Daleká cesta
1949, 108 мин.
Режиссер: Альфред Радок
Сценаристы: Моймир Дрвота, Эрик Колар
Оператор: Йозеф Стршеха.
В ролях: Бланка Валеска, Отомар Крейча, Виктор Очасек, Зденька Балдова, Эдуард Когоут, Я. О. Мартин, Йозеф Хвалина, Анна Ванькова, Иржи Плахи, Саша Рашилов, Иржи Спирит, Рудольф Дейл, Зденек Годр.
 
В дебютном фильме выдающегося театрального режиссера Альфреда Радока рассказано о геноциде евреев в протекторате Богемия и Моравия  во время Второй мировой войны. Врачу Гане, молодой еврейке, удается спастись от отправки в лагерь благодаря браку с коллегой-христианином. Провожая в Терезин всю свою семью и друзей, она не предполагает, что  и сама скоро окажется там вместе с мужем, так как его брат и отец расстреляны за участие в Сопротивлении. Это один из первых фильмов в мировой кинематографии, показывающий ужас жизни в концлагере.  Его действие заканчивается в дни освобождения, однако заключенные не могут поверить, что оно все-таки пришло… На протяжении всей картины  применен новаторский прием, технически почти невероятный во времена, когда еще не существовало компьютерной графики: история героев перемежается с кадрами из подлинной кинохроники времен войны — в этот момент художественная часть фильма продолжается  в квадрате на малой части экрана. В 50-е гг., в период наступления тоталитаризма и антисионистской пропаганды, режиссера обвинили в формализме; фильм был запрещен  к показу в пражских кинотеатрах  и демонстрировался в ограниченном прокате.
 
 
Воспитанница браконьера, или Благородный миллионер
Pytlákova schovanka aneb Šlechetný milionář
1949, 117 мин.
Режиссер: Мартин Фрич
Сценарит: Рудольф Ярош, Милан Ногач, Йозеф Нойберг, Франтишек Влчек
Оператор: Каред Дегл
В ролях: Олдржих Новы, Гана Витова, Элла Ноллова, Отомар Корбеларж, Теодор Пиштек, Зденек Дите, Богуш Махник, Витезслав Вейражка.
 
Знаменитая пародия на типичную мелодраму времен Первой республики. Прекрасная целомудренная девушка Элен с лесного хутора в день своего двадцатилетия убегает из дома. В поезде она знакомится  с миллионером Рене, который в нее влюбляется. Но дальше пути их расходятся, и Элен попадает в большой город, все глубже затягивающий ее в свою трясину. В последний момент девушку бескорыстно спасает благородный скрипач Павел. Элен не любит его, но готова выйти за него замуж. В это время Рене умирает от от истощения и напряженного труда. Но любовь превозмогает даже смерть… В финале фильма Олдржих Новы, играющий роль миллионера, объясняет самым непонятливым, что к чему в этом фильме.
 
 
Король Шумавы
Král Šumavy
1959, 93 мин.
Режиссер: Карел Кахиня
Сценарист: Рудольф Калчик, Франтишек А. Дворжак, Карел Кахиня
Оператор: Йозеф Иллик
В ролях: Радован Лукавски, Иржи Вала, Йиржина Шворцова, Ярослав Марван, Станислав Ремунда, Мирослав Голуб
 
Действие фильма происходит в 1948 году, когда Шумавские горы еще не разделял местный «железный занавес», отгораживающий Чехию от Германии и Австрии. Пограничники ведут борьбу с нарушителями государственной границы. Для ее укрепления в гарнизон прибывает лейтенант Кот, главным противником которого становится легендарный пособник шпионов… Талантливые создатели фильма избежали наивной ходульности обычной шпионской истории. Сюжет, казалось бы, заимствованный из политической мифологии о  вражеских агентах, подан не без влияния последних достижений кинематографа того времени. Время требовало  воспеть самоотверженную службу пограничников, но вместе с тем роскошно снятое царство густых шумавских лесов и туманных болот дает ощущение необъятного пространства, таящего в себе неразгаданные тайны. 
 
 
Страдания молодого Богачека
Utrpení mladého Boháčka
1969, 90 мин.
Режиссер: Франтишек Филип
Сценарист: Эдуард Вернер, Франтишек Филип
Оператор: Рудольф Штал
В ролях: Павел Ландовски, Стелла Зазворкова, Регина Разлова, Йорга Котрбова, Ярослав Саторански, Гермина Войтова, Йозеф Глиномаз
 
Госпоже Богачковой не дает покоя, что ее взрослый сын Тоник и не думает обзаводиться семьей. Она находит сыну невесту по объявлению. Однако все не так просто: девушка, ловящая на обочине попутку, неожиданно путает все карты... Популярность фильму принесло, в первую очередь, участие в нем актера Павла Ландовского  в роли деревенского недотепы Тоника. «Сначала я вообще не хотел за нее браться, — признавался Ландовский, - но в конце концов согласился — с условием, что все сделаю по-своему…» Именно это личный уникальный вклад Ландовского — бесподобная комедийная игра, окрашенная нешуточными глубоко личными переживаниями его героя, — придал фильму совсем иное измерение.
 
 
Панельная история, или Как рождается спальный район
Panelstory aneb Jak se rodí sídliště
1979, 96 мин.
Режиссер: Вера Хитилова
Сценарист: Эва Качиркова, Вера Хитилова
Оператор: Яромир Шофр
В ролях: Лукаш Бех, Антонин Ваньга, Эва Качиркова, Олдржих Навратил, Иржи Кодет, Бронислав Полочек, Даниела Шраерова, Милан Класек и др.
 
Один из лучших фильмов выдающегося режиссера Веры Хитиловой показывает жизнь людей в новом районе большого города, где стройка растянулась до бесконечности и жители утопают в грязи.  Эта сатирическая комедия — драматургически точно выстроенный калейдоскоп зарисовок, детальных наблюдений, коротких эпизодов «под документ», которые  в итоге составляют картину широкого среза общества 70-х годов. Человеческие характеры, в том числе крайне эгоистичные, проникнутые равнодушием к окружающему миру, обрисованы метко и остро. Вместе с тем автор фильма искренне сопереживает своим героям. Ведь почти в каждом эпизоде этой притчи — опасность, трагедия или авария. Еще бы: в районе не работает ничего, кроме  пивной, милиционера и страхового агента… Мастерски снятый фильм был долго под запретом, выйдя на экраны лишь девять лет спустя — после того как в 1987 году с огромным успехом был показана на XV Московском международном кинофестивале.
 
 
На вольных хлебах
Volná noha
1989, 90 мин.
Режиссер: Юлиус Матула
Сценарист: Иржи Шебанек, Юлиус Матула
Оператор: Франтишек А. Брабец
В ролях: Мариан Зедникович, Иржи Шмитцер, Мирослава Плештилова, Яна Швандова, Луцие Била, Зузана Гайслерова, Лубомир Костелка и др.
 
Музыкальная  комедия. Талантливый трубач Бено, словак, давно живущий в Праге, бесконечно предан джазу. Он и его друг саксофонист Эмил по кличке Сосулька — настоящая богема, презирающая вкусы широкой публики. Они любят шокировать окружающих дурацкими шутками… Это и смешная, и горькая история упущенных возможностей. Одну из ролей в фильме сыграла знаменитая певица Луцие Била.
 
 
Возвращение идиота
Návrat idiota
1999, 100 мин.
Режиссер и сценарист: Саша Гедеон
Оператор: Штепан Кучера
В ролях: Павел Лишка, Анна Гайслерова, Татьяна Вильгельмова, Иржи Лангмайер, Иржи Махачек и др.
 
Фильм снят по мотивам романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Франтишеку мало что видел в этой жизни  — долгое время он провел  в лечебнице, и теперь все для него в новинку. Оказавшись у родственников, не имевших никакого понятия о его существовании, он наблюдает за их жизнью, их отношениями — настолько сложными, что он в них запутывается. Герой оказывается в ситуациях то мучительных, то комических, становится свидетелем любовных сцен, измен, эмоциональных выплесков своих родных. Франтишек, кажется, понимает их лучше, чем они сами себя. Все его трогает, он всем сопереживает. Но только тот, кто поймет Франтишека, может помочь ему освоиться в новой для него жизни.

Опубликовано: 04.04.2009
вернуться назад...
    
Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 




































































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.