Виктор ШКЛОВСКИЙ
Лекции в «Межрабпомфильме» (окончание)


публикатор(ы) Владимир ЗАБРОДИН Александр ТРОШИН

Первый номер газеты «Кино» за 1929 год (вышедший 1 января) имел интригующий подзаголовок: «Заговоривший немой» (см. 2-ю и 3-ю стр.)». И перевернув страницу, видишь крупную надпись на весь разворот: «За звуковое кино — новое оружие пролетариата». Необходимость перехода нашей кинематографии к звуковому кино была окончательно осознана именно в 1929 году.
Появление звука по-новому ставило и вопросы кинодраматургии. 1929 год был осознан как год «сценарного кризиса». Вопросам его преодоления было посвящено сценарное совещание, созванное Главискусством. Насколько большое значение придавалось этому совещанию, можно судить по перечню организаций, принимавших в нем участие. Вот отрывок из сообщения «Сценарное совещание закончилось», опубликованного газетой «Кино» 2 апреля:
«Закончилось длившееся три дня (25–26 и 27 марта) созванное Главискусством Первое Всероссийское Совещание по сценарному делу. <...> К участию в его работах было приглашено около 300 человек, из коих прибыло свыше 200 человек, из них членов партии — 70 и комсомольцев — 5. По роду своей деятельности участники совещания распределяются следующим образом: сценаристов 90, писателей 40, режиссеров 25, руководящего персонала кино-организаций около 25 человек, рабкоров 10 и представителей печати 20. Из киноорганизаций в работах совещания принимали участие Совкино, Межрабпомфильм, Востоккино, Госвоенкино, ВУФКУ, Госкинопром Грузии и другие. На совещании были также представлены Главрепертком, АРРК, кинокабинет комакадемии, ГТК, Научный отдел ВСНХ, Главпрофобр, ГПП, НК РКИ, Радио-Совет, Центральный Дом Искусства, Дом крестьянина, Культотделы ВЦСПС, МГСПС, ОДСК, ЦК Рабис, Пролетсуд, ГИЖ и многие другие.
Литературные организации были также широко представлены на совещании. К работе его были привлечены Федерация Писателей, РАПП, ВАПП, "Кузница", "Перевал", "Круг", Всесоюзное Общество крестьянских писателей, СРД, МОДПИК, Драмсоюз и др.»
Резолюция совещания печаталась с продолжением в трех номерах газеты «Кино» (16 и 25 апреля).
В развитии сценарного дела это совещание сыграло значительную роль. В частности, осенью при ГТК (Госкинотехникуме) были организованы сценарные курсы, положившие начало будущего сценарного факультета.
После совещания были реорганизована и работа сценарных мастерских при киностудиях. Не стала исключением студия «Межрабпомфильм». Мероприятиям по изменению положения кинодраматурга на этой студии был посвящен специальный материл в той же газете «Кино» (16 апреля, с.6): «В свою очередь. Реорганизация сценарного дела в Межрабпомфильме».
По-видимому, частью этого плана явился проведенный на студии осенью 1929 года семинар молодых сценаристов и режиссеров, или — как теперь назвали бы — «мастер-класс», посвященный вопросам сценарного дела. В кабинете отечественного кино ВГИКа сохранились стенографические записи этих лекций. Не выправленные, с досадными пропусками и ошибками, порой затрудняющими понимание, они, тем не менее, представляют сегодня немалый интерес — и как один из ранних опытов преподавания сценарного мастерства в нашей стране, и как богатый фактическим материалом документ, дополняющий наше представление о реальном кинопроцессе 20-х годов, и, наконец, как еще один, пусть лектором не завизированный, но представляющий его в достаточной мере, текст о кино Виктора Борисовича ШКЛОВСКОГО — писателя, сценариста, критика, одного из активных участников нашей киноистории.
Готовя его к публикации, мы ограничились минимальным вмешательством, уточнив в ряде случаев пунктуацию и сделав небольшие купюры в тех путаных местах, которые не поддавались расшифровке и мешали пониманию мысли.
 
Редакция «Киноведческих записок» выражает благодарность заведующей Кабинетом истории отечественного кино ВГИКа Наталье Григорьевне Чертовой за помощь в подготовке текстов к печати.
 
 
Окончание. Начало — в № 41.
 
 


© 1999, "Киноведческие записки" N43