«В борьбе с народным недугом…» Материалы к истории фильма «Пьянство и его последствия». (Публикация, предисловие и комментарии Р.М.Янгирова).



Фильм «Пьянство и его последствия»—одно из самых известных произведений раннего русского кино, хотя уже много лет он остается его фантомом: картина не сохранилась, а свидетельства об истории его создания и бытования на экранах весьма немногочисленны. Как это нередко бывает, отсутствие оригинала спровоцировало мифологизацию этого сюжета и, в конечном счете, породило квази-научную «реконструкцию» фильма, в основу которой были положены несколько срезок позитива (хотя в общей сложности, фильм насчитывал более ста с лишним эпизодов общим метражом 1460 метров) и несколько цитат из печатных рецензий.
Между тем архивы, обычно игнорируемые киноведами, содержат материалы, проливающие новый свет на историю ханжонковского фильма. Важнейший из них—печатный буклет, содержащий все межкадровые надписи картины и тексты устных пояснений, специально составленные для комментирования ее показов в массовой аудитории. Это фильмовое либретто передает фабулу экранного повествования и его смысловые акценты. Хотелось бы надеяться на то, что введение этого документа в научный оборот расширит и углубит представления о «Пьянстве и его последствиях».
Большой интерес представляют также материалы, отражающие попытку А.А.Ханжонкова показать фильм главному зрителю России—императору Николаю II, предпринятую в апреле 1914 года. Практика экранных показов монарху, членам его семьи и ближайшему окружению возникла в первые же годы существования кино в России. Добиться этой чести стало навязчивой мечтой кинопредпринимателей, рассчитывавших добиться таким образом эксклюзивности своей продукции на рынке. Особую активность на этом поприще демонстрировали Дранков, Ханжонков и директор московского отделения «Бр. Пате» Морис (в полицейской транскрипции—Маврикий) Гаш, конкурировавший с ними до начала первой мировой войны своими постановками. Как показывают документы, время от времени названным кинодеятелям удавалось добиться такой привилегии и продемонстрировать императору свои экранные постановки1. Ханжонков, пользовавшийся энергией и дворцовыми связями своего помощника Василия Гончарова, был удостоен царского внимания дважды: 14 ноября 1911 года он был приглашен на показ картины «Оборона Севастополя» в ливадийский дворец, а 31 января 1914 года присутствовал в Царском Селе на показе полнометражного хроникального фильма «Балтийская эскадра», снятого летом 1913 года в окрестностях Ревеля (Таллинна) и в Финских шхерах2.
Что же заставило Ханжонкова менее чем через два месяца после послед-ней царской аудиенции вновь пуститься в утомительные хлопоты и интриги по представлению императору еще одной и отнюдь не самой свежей своей картины, вышедшей на экраны годом ранее? Как представляется, в этом деле Ханжонков руководствовался целым комплексом мотиваций, среди которых просветительский пафос вряд ли занимал ведущее место. Скорее всего, его инициатива имела под собой коммерческие расчеты. К тому времени картина «Пьянство и его последствия», ставшая экстраординарным событием в кинематографической практике, попала под благосклонное покровительство церковных и светских властей: в российской столице ее публичные показы начались в одном из православных храмов, да еще в дни Великого Поста, когда любые публичные зрелища и увеселения были традиционно воспрещены. Согласно неписаному кинематографическому праву того времени, основанному на прецедентах, эта привилегия обещала эксклюзивный показ фильмов Научного отдела ханжонковской кинофабрики по всей стране без календарных ограничений, в то время как конкуренты были лишены этой преференции3. Однако для успешного завершения интриги Ханжонкову требовался последний «штрих»—показ фильма императору и получение от него одобрительного отзыва. После этого он мог тиражировать картину, ссылаясь на благоволение высшей власти и объявляя фильм наглядным инструментом государственной политики. Но его расчетам не суждено было сбыться. Благоволя, в целом, к экранным работам отечественных кинопромышленников, государь, как известно, питал личную слабость к горячительным напиткам. Возможно, поэтому он не выказал личного интереса к экранной пропаганде борьбы с «народным недугом» и отказался от просмотра ханжонковской ленты. От этого его могли отвлечь и неотложные государственные дела—до начала Европейской войны оставались считанные недели, а международная атмосфера уже с весны 1914 года накалялась с каждым днем.
Провал затеи с императорским просмотром имел серьезные последствия—прежде всего, для его инициатора. Рассчитывая в случае удачи развернуть масштабное производство и коммерческий прокат научно-просветительных фильмов, Ханжонков вынужден был радикально пересмотреть свои производственные планы по этой части и отказаться на будущее от верховного покровительства. Во всяком случае, какие-либо новые его ходатайства о показе императору продукции своей кинофабрики в дворцовых архивах нами не выявлены. Это, впрочем, вовсе не означало, что Николай II потерял интерес к «кинематографическим спектаклям». Правда, в последние годы царствования его ждали просмотры иного жанра—в Царском Селе или в могилевской Ставке он периодически просматривал военную хронику, чрезвычайно далекую от сюжетов просветительной кинематографии...
 
Документы публикуются по оригиналам, хранящимся в Российском Государственном Историческом архиве (РГИА) г. Санкт-Петербурга. При публикации старая орфография приведена в соответствие с современными нормами правописания. Сокращения и пропущенные слова раскрыты в квадратных скобках.
Публикатор выражает глубокую признательность и благодарность Валентине Михайловне Лифановой, оказавшей большую помощь в подготовке публикации к печати.
 
1. Некоторые из частных подробностей этой практики освещены в наших работах: Я н г и р о в  Р.  Одиссея рыжего «арапа», или Опыт жизнеописания Александра Дранкова.—«Искусство кино», 1995, № 1; R a s h i t  M.  Y a n g i r o v.  The «Tzar‘s Pastime»: The Russian Royal Family and Cinema. The Yearly Years (1896-1908).—«Le cinéma au tournant du siecle / Cinema at the Turn of the Century». Lausanne-Quebec, 1999.
2. РГИА СПб., ф. 472, оп. 69, ед. хр. 969, л. 41. Как отметил в своем отчете В.А.Гончаров, «Его Величество Государь Император изволил милостиво беседовать с Ханжонковым, благодарил за отличное исполнение картин, пожелав дальнейших успехов» (там же, л. 102–102об).
3. Косвенно на это в своих воспоминаниях указал и сам Ханжонков: «Узнав о выпуске “Пьянства”, фирма “Бр. Пате” <…> выпустила картину на аналогичную тему, назвав ее “Пасынки судьбы”, снятую на том же Хитровом рынке. В рекламе значилось, что в картине участвуют герои Максима Горького»
(Х а н ж о н к о в  А.  Первые годы русской кинематографии. Воспоминания. М.–Л., 1937, с. 68).
 
 
 
1.
Сост. А.Л.Дворецким
под ред. д-ра мед. В.Я.Канеля
 
ПЬЯНСТВО И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
 
Исполнена при участии:
Д[окто]ра мед[ицины] Ф.А.Андреева,
Прив[ат]-доц[ентов] А.Н.Бернштейна,
Т.И.Вяземского,
Д[окто]ра мед. А.М.Коровина
и Прив[ат]-доц[ента] М.Н.Шатерникова
 
Опыты поставлены в Физиологической Лаборатории и в Институте Общей Патологии Высших Женских Курсов
 
Издание
Акц. О-ва А.ХАНЖОНКОВ и К°
Москва
 
В этой брошюре приведены все пояснительные надписи, появляющиеся на экране, более мелким шрифтом напечатаны пояснения к отдельным моментам картины, к которой относится надпись. Этих пояснений на ленте нет, и они должны даваться устно. Но желательно, чтобы и надписи, появляющиеся на экране, читались вслух, так как это чрезвычайно оживляет демонстрирование картины.
Лица, желающие сопровождать пояснениями картину, должны ознакомиться с ней предварительно по этой брошюре.
 
Вступление
1. Злоупотребление спиртными напитками (пьянство) вызывает в организме целый ряд тяжелых болезненных явлений, которые объясняются ядовитыми свойствами спирта. Эти свойства вытекают из самой природы спирта.
2. Спирт горит.
3. Спирт разрушительно действует на ткани. Опущенный в спирт кусочек свежего мяса съеживается, сморщивается.
4. Спирт обжигает кожу. Лягушка отдергивает лапку, смоченную спиртом.
5. Спирт обжигает рот, и человек не в состоянии проглотить хотя бы одну каплю чистого спирта.
6. Но пьют не спирт, а спиртные напитки, в состав которых входит спирт в том или ином количестве. Так, в нашей «монопольке» столько спирта.
7. И столько воды.
8. Прибавленная вода, ослабляя жгучие свойства спирта, не изменяет, однако, его разрушительной ядовитой природы. Водка также жжет.
9. Опущенный в нее кусочек свежего мяса также резко меняет свой вид.
10. Водка обжигает рот, но не так, как чистый спирт.
11. И, как средства исцеления от всех мирских забот и печалей, люди жаждут водки.
12. Но какое «исцеление» дает водка в действительности, ясно будет из картины.
 
Часть первая
13. В желудке уже проявляются разрушительные свойства спирта. Вот здоровый желудок, только что вынутый из организма.
14. В желудке пища переваривается, и для этого стенки его...
(здесь показаны стенки нормального здорового желудка)
15. ...выделяют желудочный сок (если сделать отверстие в желудке—сок будет вытекать).
(на экране собака, в желудке которой сделано отверстие; из него желудочный сок вытекает каплями)
16. Вот картина переваривания пищи. В сосуде висит на нитке фибрин (питательное вещество), туда же наливается желудочный сок.
17. Сок растворяет (переваривает) фибрин.
18. Но достаточно прибавить к желудочному соку одну десятую часть спирта, чтобы уничтожить его переваривающую способность.
19. Продолжительное же употребление спиртных напитков разрушает стенки желудка. Вот желудки пьяниц (растянутый на картоне—нормальный).
20. Такие желудки выделяют мало желудочного сока, и пища не переваривается.
21. Из желудка и кишок спирт быстро переходит в кровь, а кровь, питающая эти органы, собирается в одно место и возвращается обратно к сердцу через печень.
(сначала показывается кровеносный сосуд, собирающий кровь со стенок желудка. Затем раскрывается тонкая перепонка, на которой подвешены кишки. В этой перепонке (брызжейке) и заложены кровеносные сосуды (они показываются) вливающиеся в один общий большой сосуд—воротную вену, собирающую кровь от печени)
22. Печень играет огромную роль в пищеварении: она выделяет желчь, которая способствует всасыванию пищи (жиров).
(на экране—нормальная печень с желчным пузырем)
23. Богатая спиртом кровь раздражает ткань печени, и она или разрастается, и тогда печень сильно увеличивается,
(показывается половина увеличенной печени алкоголика).
24. или сморщивается, и тогда печень становится твердой, мало проходимой для крови и шероховатой.
(слева видна сморщенная твердая печень алкоголика. Она бледнее обычной вследствие того, что сосуды малопроходимы для крови)
25. В крови каждого человека развивается много вредных, даже ядовитых веществ, которые выделяются почками.
(здесь показано положение почек в теле. Показана также вынутая из организма человеческая почка)
26. Все существо почек усеяно невидимыми простым глазом клубочками и пронизано массой канальцев.
(на экране разрезанная пополам почка. За этим рисунком следует снимок почечных клубочков и канальцев, значительно увеличенный в размере)
27. Кровь через особый сосуд проникает в почку. Здесь в крови выделяется моча, которая и вытекает из мочеточника.
(показывается процесс образования мочи, как он имеет место в действительности)
28. По мочеточникам моча переходит в мочевой пузырь, и оттуда она выходит вон из организма.
29. Здоровая почка не пропускает необходимых для организма питательных веществ; так, моча здорового человека не содержит белка, и при кипячении она остается прозрачной.
30. Прибавим к крови, пропускаемой через почку, спирт и почка начинает выделять белок.
(моча, содержащая белок, при кипячении мутнеет)
31. Выпитый спирт выделяется через почки и вызывает раздражение и воспаление их, благодаря чему они либо сильно увеличиваются...
(слева видна большая красная почка алкоголика)
32. ...либо сморщиваются, становятся шероховатыми; мочевые канальцы при этом сдавливаются.
(слева на экране—сморщенная почка алкоголика)
33. Моча не может свободно выделяться, и получается самоотравление организма составными частями мочи.
 
Часть вторая
34. Воздух, вдыхаемый легкими, содержит особый газ—кислород. Кислород необходим всем тканям нашего тела; без кислорода нет жизни.
35. Кислород попадает в ткани через посредство крови. Имеющиеся в ней красные шарики захватывают кислород и разносят его по всему организму (кровообращение).
(показано кровообращение в его настоящем виде. Снимок с натуры; он лишь увеличен во много тысяч раз)
36. Это движение крови должно совершаться всегда с одинаковой быстротой. Изменения в скорости движения являются болезненными признаками. Остановка его—это смерть.
37. Пути, по которым движется кровь, носят название кровеносных сосудов. Кровь давит на стенки сосудов с определенной силой. Поэтому, если перерезать сосуд, кровь будет бить фонтаном.
38. Давление крови в сосудах и движение крови обуславливается работой сердца. Прекращение этой работы знаменует собой смерть. Вот—здоровое сердце.
39. Оно работает безостановочно, и периодическими толчками разгоняет кровь по всем кровеносным сосудам.
(показывается работа живого сердца. Показывается также и запись этой работы)
40. Кровь движется по сосудам толчками, которые легко прощупать на каком-либо кровеносном сосуде, например, на руке (пульс). Толчки легко обнаружить при помощи особых чувствительных приборов.
(к руке привязывается особый прибор (сфигмограф), в котором каждый толчок пульса передается записывающей палочке)
41. При правильной работе сердца толчки должны обладать одинаковой силой и повторяться через одинаковые промежутки времени.
42. Если приблизить палочку к закопченной бумаге, она начертит белые линии.
43. Если бумага будет двигаться, получится кривая линия, которая и выражает характер сердечной деятельности.
44. Так записывается работа сердца. Еще проще записывается дыхание.
(прибор приставляется к груди, и движения грудной клетки передаются пишущей палочке)
45. Если соединить сердце животного непосредственно с прибором, запись получится еще более резкая.
46. Вот запись нормального дыхания и нормальной деятельности сердца.
47. Проследим теперь влияние водки на сердце и дыхание. Впрыснем немного водки собаке.
(водка впрыскивается в вену. Шприц вмещает приблизительно одну столовую ложку водки)
40. Уже первый шприц вызывает заметное действие. Сердце начинает работать чаще, дыхание становится поверхностным.
(это видно по той кривой линии, которая изображает дыхание. Высота кривой уменьшается)
49. После второго шприца временно останавливается дыхание, и еще больше учащается работа сердца.
(это легко проследить на экране по движению пишущей палочки)
50. После третьего шприца наступает заметное ослабление сердечной деятельности, которое выражается падением кровяного давления.
(высота кровяного давления измеряется высотой кривой, т.е. прямой линией, проведенной от верхушки кривой в горизонтальной линии, проведенной у ее основания; на экране ясно видно, что высота эта становится меньше)
51. Четвертый шприц. Как видно из записи, наступило резкое падение сердечной деятельности и даже временная остановка ее (обморок).
52. Сердце снова начинает работать, но в работе этой нет правильности.
53. Большие размахи пишущего прибора сменились мелкими, указывающими на едва заметную работу сердца. Животное близко к гибели.
54. За шестым шприцем быстро наступает смерть. Всего введено было шесть столовых ложек водки.
55. Такие опыты и с таким же печальным исходом проделывают над собой ежегодно у нас в России около семи тысяч человек.
56. Но гораздо большее число людей умирает от болезней, которые приносит с собой водка. У алкоголиков сердце сильно увеличивается в объеме.
57. Стенки его утолщаются.
58. Превращаются в жир.
59. С таким сердцем долго жить нельзя.
60. Не говоря уже о болезнях, вызываемых непосредственно водкою, всякий недуг представляется гораздо более опасным для пьющего, нежели для непьющего.
(На экране показывается, сколько человек на сто заболевших одной и той же болезнью, умирает среди пьющих и не пьющих)
61. Так страсть к водке сводит тысячи людей преждевременно в могилу.
 
Часть третья
62. Люди пьют для того, чтобы одурманить себя. И легко достигают этой цели; алкоголь быстро действует на мозг (притупляет сознание). Это действие, наиболее гибельное для человека, ясно будет из картины. Необходимо лишь предварительно познакомиться со строением и отправлениями нервной системы (мозга и нервов).
63. Смочим слабым раствором кислоты лапку лягушки.
(таким путем мы раздражаем лапку. Сначала лапка опускается в раствор кислоты, а затем в сосуд с водой, чтобы устранить раздражение)
64. Она резко отвечает на раздражение.
65. У другой лягушки лапка висит на нитке, называемой нервом.
(раздражаем ее той же кислотой)
66. Эта лапка также отвечает на раздражение.
67. В другой лапке, с виду совершенно целой, перерезан нерв.
(он обмотан вокруг лапки)
68. Лапка на раздражение не отвечает. Это доказывает, что раздражение передается по нерву. И действительно, при раздражении нерва отрезанной лапки, лапка приходит в движение.
(здесь раздражение производится при помощи электрического тока)
69. Такими нервами пронизано все тело и они исходят из одного места—мозга.
(показывается схематически рисунок головного и спинного мозга вместе с отходящими от них нервами)
70. В головном мозгу различают два полушария, ствол мозга и мозжечок.
71. Полушария состоят из серого вещества (кора мозга) и белого вещества (сердцевина).
72. При раздражении спинного мозга получается энергичное движение во всем теле.
73. Это показывает, что толчки к движению исходят из мозга, и действительно, каждый орган имеет в мозгу свою часть, которая управляет его работой и называется его центром.
74. Если мы раздражаем какой-либо центр, получается движение соответственного органа. Раздражаем центр передних конечностей (ног).
75. Раздражаем жевательный центр.
76. Эти центры действуют бессознательно. Сознательным же каждое движение делают высшие центры. Они заложены в мозговой коре. Удаление их влечет за собой полную утрату сознания. Вот голубь, у которого удалены мозговые полушария (рядом с ним нормальный).
77. Тот, у которого удалены полушария, ничего не сознает. Он среди груды пищи погибнет от голода.
78. Столь же резко отличается лягушка с удаленными полушариями от нормальной.
79. Каким ядом является спирт для нервов, видно из следующего опыта. Раздражаем нерв, лапка сокращается.
80. Смочим его посредине спиртом. Почти сейчас же нерв перестает действовать.
81. Влияние же спирта на мозг еще сильнее. Спирт сразу действует на высшие центры, притупляя сознание.
82. Вот человек, выпивший сравнительно немного. Действие спирта сказывается у него лишь в излишней болтливости. Водка «развязала ему язык».
83. Другой выпил больше. У него уже лицо приняло бессмысленное выражение; он делает целый ряд ненужных движений.
84. Третий еще больше выпил. Он находится в сильно возбужденном состоянии.
85. У четвертого, еще больше выпившего, возбуждение достигает крайних пределов. У него мы наблюдаем резкую смену настроений наряду с самодовольством и самонадеянностью, свойственными пьянице.
86. Пятый совершенно пьян (ему и «море по колено»). Он уже едва держится на ногах, действие спирта на мозг вызывает невозможность сохранять равновесие тела.
87. Остальные доведены водкой до полной потери сознания и, либо бессильно борются со сном, либо впадают в глубокую спячку, которая может перейти в смерть.
(смерть от запоя)
88. Притупление сознания приводит к разного рода несчастиям.
(приведен случай замерзания)
89. Кстати, отметим, насколько ошибочно мнение о том, что водка согревает. Водка производит совершенно противоположное действие, понижая температуру тела.
90. Наибольшее число несчастных случаев приходится на воскресные дни, когда выпивается больше водки. Местом, где разыгрываются несчастные случаи, являются, главным образом, питейные заведения.
91. То же влияние водки на мозг приводит к различного рода преступлениям.
92. Вот цифры, показывающие, сколько преступлений совершается в пьяном состоянии.
(Этот тезис, очевидно, иллюстрировался соответствующей таблицей.—Р.Я.)
 
Часть четвертая
93. При продолжительном употреблении спиртных напитков получается хроническое отравление спиртом. Потребность [в] водке делается для таких людей непреодолимой страстью.
94. Человек совершенно преображается, причем меняется характер и даже наружность.
(испитое лицо)
95. Человек становится неопрятным и неаккуратным.
96. Теряет стыд.
97. Теряет нравственное чувство. Он хладнокровно совершает преступления, не сознавая всего ужаса своих деяний.
98. Теряет способность к труду. Каждый из этой праздной толпы предпочитает такое свое положение трудовой, но лучшей жизни.
99. У таких пьяниц при остром отравлении водкой появляется буйный бред, напоминающий собой острое умопомешательство (белая горячка).
(на экране показаны галлюцинации (обман зрения), составляющие главное содержание буйного бреда пьяницы)
100. Это состояние хотя и проходит, но оставляет после себя глубокий след. Во многих случаях водка влечет за собой полное умопомешательство. Зависимость душевных болезней от пьянства видна из следующей таблицы.
(приведенные здесь типы представляют собой снимки с «бывших людей», потерявших человеческий облик и ютящихся на знаменитом Хитровом рынке в Москве)
101. Пьяница разрушает не только свое собственное тело, но и губит своих детей, калечит целое поколение. Вот страшные снимки детей пьяниц.
102. Слабоумный человек с неправильным черепом и срастанием пальцев на руках.
103. Мальчик-идиот.
104. Мальчик 16-ти лет с врожденным слабоумием (и отец, и мать—алкоголики).
105. Юноша 20-ти лет с параличом конечностей, слабоумный.
106. Девочка 14-ти лет с ненормально-маленькой головой; она не говорит, очень подвижна, любопытна, обладает большой способностью подражать всему, что делают на ее глазах.
107. Двое юношей, один из которых слабоумный, другой идиот.
108. Мальчик с водянкой головного мозга (и отец, и мать—алкоголики).
109. Девочка 10-ти лет с водянкой головного мозга.
110. Слабоумная девочка.
111. Мальчик 6-ти лет с водянкой головного мозга.
112. Девочка 13-ти лег с параличом и искривлением конечностей.
113. Это отнюдь не единичные случаи. Только ничтожная часть детей алкоголиков рождается здоровыми. Большая же масса рождается хилыми, болезненными, склонными к злоупотреблению спиртными напитками, к преступлениям и самоубийству.
114. Среди 1776 детей от родителей-алкоголиков было:
(очевидно, здесь демонстрировалась таблица.—Р.Я.)
115. И, конечно, алкоголиков незачем убеждать во вреде пьянства. Но люди, пьющие при случае», а, главным образом, те, которые еще только вступают на ужасный путь пьянства, должны призадуматься над жестокой расплатой, которая их ждет.
 
РГИА СПб., ф. 472, оп. 69, ед. хр. 969, лл. 112– 112/6 об.
 
 
2.
Его Сиятельству Господину Министру Императорского Двора1
 
Правления Акционерного Общества
«А.Ханжонков и К°», Москва, Тверская ул., 24
 
Прошение
 
Акционерное Общество «А.Ханжонков и К°» издало строго научную картину, иллюстрирующую с научной и жизненной точки вред потребления алкоголя под названием «Пьянство и его последствия».
Картину эту удостоили своим просмотром гг. Члены и Высшие Чины Святейшего Правительствующего Синода, господа Министры Военный, Путей Сообщения и Морской, причем за картиной признано ими общегосударственное значение. Гг. Министры циркулярно рекомендовали подведомственным учреждениям, а Министр Финансов, кроме того,—всем Обществам о Народной Трезвости в России, приобретение этой картины для демонстрирования ее перед возможно широкой массой населения.
Признавая за картиной громадное нравственное значение как орудия борьбы с алкоголизмом, Святейший Правительствующий Синод разрешил демонстрирование ее по всей России в течение 4-ой недели Великого Поста, когда, как известно Вашему Сиятельству, всякие зрелища для народа воспрещены, а с разрешения Высокопреосвященнейшего Никандра, Епископа Нарвского, картина «Пьянство и его последствия» демонстрировалась для народа даже в Екатерининском храме в г. С[анкт]-Петербурге2.
Ввиду того, что Его Императорское Величество Государь Император в Высочайшем Рескрипте на имя г. Министра Финансов изволил всемилостивейше обратить свое внимание на губительные последствия чрезмерного потребления населением алкоголя и соизволил дать указания в борьбе с народным недугом, Правление Акционерного Общества «А.Ханжонков и К°» имеет честь обратиться к Вашему сиятельству с покорнейшим ходатайством, не найдете ли Вы возможным доложить Нашему Обожаемому Монарху всеподданейшую просьбу Правления продемонстрировать картину «Пьянство и его последствия» перед Императорским Величеством Государем Императором.
При сем прилагаем описание картин.
Акционерное общество «А.Ханжонков и К°»
Директор-распорядитель
А.Ханжонков
 
Москва, Апреля 19-го дня 1914 года
 
Там же, лл. 110—110 об (авторизованная машинопись).
 
1. С 1897 по 1917 гг. министром Императорского Двора и Уделов был генерал-адъютант, барон Владимир Борисович Фредерикс (1838–1927), один из самых доверенных приближенных Николая II.
2. Этот показ состоялся 9 марта 1913 года в одном из двух храмов Св. Екатерины (Кадетская линия Васильевского острова или на углу Рижского и Петергофского проспектов). Демонстрация кинокартин «нравственного и поучительного содержания» в православных храмах обычно не практиковалась и в свое время вызвала дискуссию в среде столичного духовенства. См.: [Аноним.] Кинематограф в храмах.—«Голос Москвы», 1912, 24 августа, с. 4. Один из влиятельных иерархов столичной епархии, епископ Нарвский Никандр, пошедший на такой неординарный шаг, принадлежал к крылу воинствующего официального православия и накануне показа фильма инициировал громкий скандал, самочинно закрыв церковь Сошествия Св. Духа, принадлежавшую официально признанному кружку петербург-ских католиков восточного обряда.—Ш к а р о в с к и й  М.  Русские католики в Санкт-Петербурге (Ленинграде).—Минувшее. Исторический альманах. Вып. 24. СПб., с. 441.
 
 
 
3.
Копия
Командир 5-го Финляндского стрелкового полка,
Полковник Шиллинг1
 
Акционерному Обществу
«А.Ханжонков и К°»
Москва.
Отзыв
 
Марта 5-го дня 1914 года, гор. С. Михель
Выпущенная акционерным Обществом «А.Ханжонков и К°» кинемато-графическая картина «Пьянство и его последствия» была демонстрирована перед нижними чинами и офицерами с их семействами 5-го Финляндского стрелкового полка 3, 4 и 5-го марта 1914 года.
Картина производит потрясающее впечатление и, несомненно, никогда не изгладится из памяти видевших ее, заставив лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, глубоко призадуматься над ужасными последствиями невоздержанности в пристрастии к этому бичу человечества. Никакие лекции по борьбе с пьянством не могут заменить собою эту картину, ибо нужен не столько рассказ, не всегда удобопонятный, особенно простолюдинам, как наглядный показ. Каждый отдельный момент этой картины настолько нагляден и понятен, что не требует особых разъяснений, но общество «А.Ханжонков К°», идя навстречу делу борьбы с пьянством, дополнило каждую отдельную часть картины кратким описанием в общедоступном и всем понятном описании и изложении.
Картина эта в настоящее время является наилучшим, надежным и могучим средством в деле борьбы с пьянством, этим общественным злом. Картина эта особенно ценна и демонстрирование ее своевременно в каждой войсковой части перед увольнением нижних чинов в запас армии.
Увидев на экране эту картину, так наглядно, умело и научно составленную обществом «А.Ханжонков и К°», увидев и запечатлев все ужасы последствий пьянства, эти нижние чины, по возвращении на родину, несомненно, передадут свои впечатления в деревню и тем предостерегут своих односельчан от злоупотребления спиртными напитками, влекущего за собою столь ужасные последствия.
От всей души можно приветствовать и благодарить Акционерное общество «А.Ханжонков и К°» за выпуск этой картины.
Картина эта в самых широких размерах должна быть проведена в жизнь.
Демонстрирование ее должно быть не раз, не два, а периодически, через известные промежутки времени как напоминание об ужасной расплате за невоздержание.
Это и будет тогда носить характер правильного, систематического лечения народной массы от повального пьянства.
Если эта картина проникнет во все не только города, но и деревни, можно будет поручиться за полный успех обществ трезвости в деле борьбы с пьянством.
Означенную картину следует демонстрировать в каждой войсковой части ежегодно, хотя бы один раз в год. Лучшим для этого временем представляется время, предшествующее увольнению нижних чинов в запас армии.
Командир 5-го Финляндского стрелкового полка
Полковник Шиллинг
Начальник хозяйственной части
Подполковник Лазебнинов
Полковой Адъютант
Поручик X.
Там же, лл. 111—111 об (печатн.).
 
1. Шиллинг Николай Николаевич (1870–1946)—генерал-лейтенант русской армии; с марта 1913-го по февраль 1916 года командир 5-го Финляндского стрелкового полка; участник первой мировой войны; с 1918 года участник гражданской войны в рядах Добровольческой армии, в период передачи власти от генерала Деникина генералу Врангелю исполнял обязанности Главнокомандующего Крымом. С осени 1920 года в эмиграции, жил в Праге, занимал руководящие посты в чехословацких структурах Русского Общевоинского Союза (РОВС). В мае 1945 года он был арестован сотрудниками СМЕРШа, но ввиду плохого здоровья выпущен на свободу. Вскоре он скончался.
 
 
4.
4473/1532—1914 г.
Вр[еменно] Исп[олняющий] Об[язанности] Нач[альника] Канц[елярии]
19 мая 1914 г.
№ 6200
Его Сиятельству Князю
Н.Н.Одоевскому-Маслову
 
Милостивый Государь, князь Николай Николаевич,
 
Вследствие письма от 24 апреля с.г. за № 1746 на имя Ген[ерала]-Лей-т[енанта] А.А.Мосолова, имею честь уведомить, что ходатайство Правления Акционерного Общества «А.Ханжонков и К°» о Высочайшем соизволении продемонстрировать перед Его Императорским Величеством кинематографическую ленту «Пьянство и его последствия» признано не подлежащим удовлетворению, о чем вместе с сим сообщено названному обществу.
Примите М[илостивый] Г[осударь], уверения в совершенном почтении и преданности.
Подп.: Кн. С.Гагарин
 
19 мая 1914 г.
 
Там же,  лл. 114—114 об (черновая рукопись).
 
 
5.
1531/1532
К[анцелярия] М[инистерства] И[мператорского] Д[вора]
19 мая 1914 г.
№ 6201
 
Канц[елярия] по прик[азу] М[инист]ра Имп[ераторского] Дв[ора] им[еет] ч[есть] уведомить Правление Акционерного Общества «А.Ханжонков и К°» вследствие ходатайства о разрешении продемонстрировать в Высочайшем присутствии кинематографическую ленту «Пьянство и его последствия» признано не подлежащим удовлетворению.
 
Вр[еменно] исп[олняющий] об[язанности]
Нач[альника] Канц[елярии] Гофм[мейстер]
Кн[язь] С.Гагарин1
За Делопр[оизводителя]
Феденко
 
Там же, л. 115 (черновая рукопись).
 
1. Гагарин Сергей Владимирович (1868–1937)—гофмейстер Императорского Двора, действительный статский советник, начальник Канцелярии Министерства Императорского Двора и Уделов.
 
 

Предисловие, публикация и комментарии Р.М.Янгирова



© 2003, "Киноведческие записки" N64