«Скорая помощь». Судьба мультфильма Медведкина. (Публикация и предисловие Г.Н.Бородина)


публикатор(ы) Георгий БОРОДИН

Публикация малоизвестного документа о судьбе анимационного фильма «Скорая помощь» проливает свет на драматический финал работы А.И.Медведкина в мультипликационном кино.
Творческие контакты Медведкина с киностудией «Союзмультфильм» приходятся на конец 1940-х годов. В 1947 году Медведкин вошел в состав Художественного совета «Союзмультфильма» (Приказ министра от 11.06.47г.). Параллельно с работой над «Скорой помощью» Медведкин в союзе с М.С.Пащенко готовил литературный сценарий «Красная Шапочка» (обсуждался на заседании Худсовета студии в декабре 1948 г.); работал над сценарием «Осел-опекун» («Тень осла»). Для «Союзмультфильма» предназначались и замыслы «Дед Секундоед» и «Вовкины воспитатели», датированные в архивных описях 1949 и 1955 годами.
Но «Скорая помощь» осталась единственной реализованной работой Медведкина на «Союзмультфильме». Фильм ставил режиссер Ламис Бредис, художником-постановщиком была Сюзанна Бялковская, композитором — Н.Пейко. Сценарий был принят и запущен в производство в мае 1948 года, работы подготовительного периода были завершены в августе.
Сюжет картины в аллегорически-басенной форме высмеивал «План Маршалла» и был редким для советской мультипликации конца 1940-х годов обращением к жанру политической сатиры (не исключено, что трагическая судьба «Скорой помощи» и повлияла на исчезновение этого жанра из тематических планов «Союзмультфильма»).
Несмотря на так и не отмененный впоследствии запрет, картина сохранилась в Госфильмофонде и по сей день не потеряла актуальность, чему способствовала «универсальность» сюжета — обман миллионером мистером Удавом доверчивых бедных зайцев. В устных преданиях союзмультфильмовцев сохранилась до наших дней версия, что «пролетариат Восточной Европы» олицетворяют в фильме ежи...
Учитывая, что принимавшие фильм чиновники Министерства не подозревали о его «порочности», можно предположить, что инициатива «разгрома» картины исходила не от самого министра, а от лиц из более высоких инстанций, хотя доказать или опровергнуть это довольно трудно.
Долго ли длилась опала Медведкина, фактически объявленная в публикуемом приказе, должны сказать историки кинематографа, но, по крайней мере, еще один раз Медведкин написал сценарий для «Союзмультфильма» — в 1955 году (сценарий «Вовкины воспитатели» под этой датой сохранился и в архивах Министерства культуры), но и на этот раз проект не был реализован.
Трагический след оставила история запрета «Скорой помощи» и в судьбе Л.Бредиса (02.01.1912–14.01.1957), более не допущенного к режиссуре. О его личности и судьбе можно получить сведения из справочника «Кино и время» (Госфильмофонд, 1966 г., автор—Г.К.Елизаров) и из неопубликованных рукописей Е.Т.Мигунова «О, об и про...» (тетрадь № 2). Исследователи могут ознакомиться с документами по фильму «Скорая помощь» в РГАЛИ (ф. 2469, оп. 1, ед. хр. 18, 454, 455). Там же хранятся протоколы обсуждения худсоветом сценариев Медведкина и Пащенко «Красная шапочка» и «Непрошеный гость» (ф. 2469, оп. 1, ед. хр. 1073, 1074); сценарии и заявки Медведкина «Вовкины воспитатели», «Осел-опекун», «Дед Секундоед» (ф. 2469, оп. 1, ед. хр. 858; ф. 2329, оп. 12,
ед. хр. 2396).
 
 
ПРИКАЗ
Министра кинематографии СССР
 
 
г. Москва   94/м                                                                                                                                                        28 марта 1949 г.
________________________________________________________________
 
Содержание: Об идейно-художественных ошибках в мультипликационном фильме «Скорая помощь» производства киностудии «Союзмультфильм».
________________________________________________________________
 
Законченный производством киностудии «Союзмультфильм» короткометражный фильм «Скорая помощь» (1 часть), сценарий А.Медведкина, постановщик Л.Бредис, является по своему идейно-художественному содержанию порочным.
Авторы фильма пошли по пути грубого искажения и вульгаризации важной политической темы фильма, реакционной империалистической политики.
Дирекция киностудии «Союзмультфильм» допустила серьезную ошибку, приняв от автора А.Медведкина идейно-порочный и антихудожественный сценарий и запустив его в производство.
Безответственно отнеслось к рассмотрению сценария и приемке готового фильма и Главное управление по производству художественных фильмов.
Главные редакторы ГУПХФ тов. Антонов С.Ф., непосредственно подготовлявший заключения по сценарию «Скорая помощь», и тов. Маневич И.М., отвечающий за картину в процессе ее производства,  проявили политическую близорукость и не обнаружили как в сценарии, так и в законченной картине серьезных идейных ошибок.
Не проявил должной ответственности и начальник ГУПХФ тов. Семенов Н.К., утвердивший представленный дирекцией киностудии «Союзмультфильм» сценарий «Скорая помощь».
За допущение ошибок, выразившихся в производстве порочного в идейном и художественном отношении фильма «Скорая помощь» и непроизводительных расходах государственных средств,
 
 
ПРИКАЗЫВАЮ:
 
1. Директору киностудии «Союзмультфильм» тов. Акимову Н.И. объявить строгий выговор.
2. Режиссера-постановщика кинофильма тов. Бредис Л. от режиссерской работы отстранить, оставить его на студии только в качестве художника-мультипликатора и объявить ему строгий выговор.
3. Главным редакторам ГУПХФ т.т. Антонову С.Ф. и Маневичу И.М. за безответственное отношение при рассмотрении сценария и законченного фильма объявить выговор.
4. Указать начальнику ГУПХФ тов. Семенову Н.К. на необходимость более ответственного отношения как к приемке сценариев, так и к просмотру материалов и готовых фильмов.
5. Вывести тов. Медведкина А.И. из состава Художественного Совета киностудии «Союзмультфильм».
6. Запретить директорам киностудий заключать с т.Медведкиным А.И. договоры на написание каких-либо сценариев.
7. Короткометражный мультипликационный фильм «Скорая помощь» к выпуску на экран запретить.
 
Министр кинематографии
             СССР                                                               И.Большаков
 
верно: (подпись)
 
РГАЛИ, ф.2469, оп. 1, ед. хр. 18


© 2000, "Киноведческие записки" N49