Кинопоезд. Каталог фильмов. (Публикация А.С. Дерябина)


публикатор(ы) Александр ДЕРЯБИН

В июле 1930 г. режиссер А.И.Медведкин и оператор М.Е.Гиндин выступили с предложением организации кинопоезда. В ночь с 18 на 19 января 1932 г. «кинофабрика на колесах» вышла в первый рейс. Она состояла из трех старых отремонтированных вагонов, в которые были втиснуты лаборатория, монтажные, типография, мультцех, гараж и другие производственные помещения, а также «спальные места» (буквально 1 квадратный метр) для 32 сотрудников. В течение первых шести рейсов ее работой руководил А.И.Медведкин, затем—Я.М.Блиох. 3 июля 1933 г. кинопоезду было присвоено имя К.Е.Ворошилова. К концу 1934 г. поезд состоял уже из пяти вагонов при штате в 59 человек. Всего же за три года работы было совершено 12 рейсов и снято не менее 116 фильмов. Точную дату окончания работы кинопоезда нам пока установить не удалось.
Таковы минимальные основные сведения о кинопоезде Союзкинохроники. Они известны главным образом по мемуарам А.И.Медведкина («Что такое кинопоезд?», «294 дня на колесах»), в которых живо и красочно описаны будни «кинофабрики на колесах», перечислены фильмы, снятые за первый год работы. Кроме того, в кабинете советского кино ВГИКа и в фонде Медведкина в Музее кино сохранились составленные режиссером списки фильмов, сделанных на кинопоезде в течение шести рейсов (с января 1932 по январь 1933 гг.). Список фильмов, хранящийся в фонде режиссера в Музее кино, отличается от списка, имеющегося в Кабинете советского кино ВГИКа (инв. № 21529). Оба документа представляют собою машинопись, но второй из них заверен подписями А.И.Медведкина и Б.Н.Шумова. В первом списке имеются данные обо всех фильмах первых шести рейсов, а во втором сведения о шестом рейсе отсутствуют.
Скудные сведения об остальных фильмах, снятых в июне 1933–декабре 1934 гг., можно получить из брошюры «12 ударных рейсов», изданной самим кинопоездом в 1934 г. В остальном информацию приходилось собирать буквально по крупицам.
Известно, что работа кинопоезда почти игнорировалась руководством Союзкинохроники. В прессе 1932–1934 гг. было опубликовано о кинопоезде всего две полноценные статьи, причем автором обеих являлся В.Плонский, сам принимавший участие в создании нескольких фильмов «кино-фабрики на колесах» (см. библиографию). Однако утверждать, что пресса хранила гробовое молчание, было бы не совсем верно: мы располагаем данными о нескольких десятках небольших заметок.
Дополнительно следует отметить, что медведкинская статья-отчет «Что такое кинопоезд?» содержит весьма сердитый выпад в адрес прессы, изъятый цензурой при публикации. В разделе «Заключение» после слов «Громадный ущерб делу применения наших фильм в массовой работе предприятий наносило нам дружное игнорирование Кинопоезда со стороны центральной печати»[1] следовало:
«С настойчивостью, заслуживающей лучшего применения, мы упорно обивали пороги «ПРАВДЫ», «ИЗВЕСТИЙ», «КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЫ», «ГУДКА». Не написано буквально ни одной строчки, популяризирующей методы кино-поезда, требующей внимания к его фильмам и активного использования их в низовой работе. Наши мытарства иногда принимали формы издевательства над нами. К редактору «ГУДКА» тов. Спиваковскому нужно было приходить в приемную в течение 5-ти дней для того, чтобы на 6-ой день он отказался разговаривать о транспортном рейсе поезда и отослал нас к лит. работнику, которого трудно было поймать.
Выездная редакция «Комсомольской правды» с непонятным пренебрежением воздержалась от совместных работ на шахтах Горловки, молчаливо отстраняясь от наших массовиков.
«Известия» получили от своего украинского полпреда очерк о кинопоезде и, когда поезд следовал в Москву, поместили петитом в хронике 2 строчки о том, что «кино-поезд выехал в Донбасс работать с техфильмой».
Десятки статей, телеграмм и писем, посланных журналистами, работниками мест и нами в центральные газеты, бесследно тонули в редакциях. Не помогло и совещание представителей прессы в кино-поезде, собранное во время пребывания на Днепрострое.
Можно ли после этого обвинять одного председателя шахткома, который, открывая заседание, сказал:
— Вот главный товарищ с КИНО-БУДКИ расскажет Вам, что и как... А я не понял его...
«Кино-механики», «кино-операторы», «актеры» — так называли наших массовиков плохо понимающие наши методы секретари партячеек, руководители низовой работы на десятках предприятий. Не имея поддержки печати, наталкиваясь на незнание наших задач и методов, мы вынуждены были тратить громадные и лишние усилия, чтобы всегда ЗАНОВО разъяснять, кто мы, и что нам нужно. Это тем более досадно, что первые же наши работы, реализованные с помощью парт[ийных] организаций, создавали у руководства и актива последних исключительно дружную связь с кино-поездом. И на всех без исключения рейсах партийные комитеты отмечали ценность методов поезда — опыта для их повседневной работы. Совершенно поэтому ненормально, что за год работы ни со стороны прессы, ни со стороны правления Совкино (ошибка. Надо было: «Союзкино» — А.Д.) не было ни одного авторитетного выступления, в котором так или иначе оценивалась бы экспериментальная политически-ответственная работа вновь созданного предприятия.
Так дальше работать нельзя.
Не в целях рекламы поезда, а в интересах укрепления низовой массовой работы игнорирование кино-поезда должно быть прекращено»[2].
Надо ли после этого объяснять, почему так мало известно о кинопоезде и почему сохранилась лишь четвертая часть снятых на нем фильмов (если точно — 28 из 116)?
Нам приходится констатировать, что многое так и осталось неизвестным, кое-что установлено предположительно, а в ряде случаев оговорены противоречия в сведениях, приводимых разными источниками. Так, в брошюре «12 ударных рейсов» сообщается о 105 фильмах, сделанных кинопоездом за все время работы, однако при обобщении собранной нами информации получилось на 11 фильмов больше. Не всегда совпадают данные о метраже, названия фильмов и имена членов съемочных групп.
Не удалось установить метраж, имена членов съемочных групп и содержание многих фильмов, найти биографические сведения о ряде работников кинопоезда. Поэтому наш каталог получился весьма далеким от совершенства, нуждающимся в дальнейшем пополнении, корректировке и улучшении.
Фильмы расположены в хронологическом порядке. Последовательность расстановки фильмов с 7 по 12 рейс кинопоезда, видимо, может оказаться приблизительной из-за недостаточно полных сведений. Повсюду приведены также данные о различных работах, выполненных за время каждого рейса. Мы сочли возможным снабдить каталог обширными цитатами, главным образом из статьи-отчета А.И.Медведкина «Что такое кинопоезд?» (при ссылке на нее дается только страница, в других случаях источник называется полностью). В остальном мы придерживались тех же принципов, что и при составлении фильмографии А.И.Медведкина.
 
1. М е д в е д к и н  А.И.  Что такое кинопоезд? — В кн.: Из истории кино. Материалы и документы. Вып. 11. М., «Искусство», 1985, с. 59.
2. РГАЛИ, ф. 2900, оп. 1, ед. хр. 1022, л. 28об–29об.
 
Информацию о возможности приобретения номера журнала с этой публикацией можно найти здесь.


© 2000, "Киноведческие записки" N49