Воспоминания. Размышления. Исследования. Лекции



Первого мая Федору Савельевичу Хитруку исполнилось восемьдесят восемь лет. Редакция поздравляет мастера с этим своеобразным юбилеем. Хитрук известен главным образом как превосходный аниматор и замечательный режиссер. Мы хотим познакомить читателя с многообразием его творчества, попытаться оценить степень влияния Хитрука на искусство анимации.
В письме американскому киноведу Леонарду Малтину Федор Савельевич пишет о себе так: «Я, Федор Хитрук, российский кинорежиссер и аниматор, работаю в анимации с 1937 года. С 1961 года являюсь режиссером. Возможно, вы помните некоторые мои фильмы: «История одного преступления», «Остров», «Икар и мудрецы», «Фильм, фильм, фильм!», «Винни-Пух», «Каникулы Бонифация»—они показывались на многих международных кинофестивалях. Мой преподавательский стаж—40 лет. Как педагог, могу сообщить, что за эти годы мы с коллегами подготовили около восьмидесяти режиссеров. Более подробно Вам могут рассказать обо мне Фрэнк Томас и Оливер Джонстон». За этими строками стоит целая эпоха в истории отечественной анимации.
Аниматор, режиссер, теоретик, педагог, переводчик, исследователь,  даже актер (Хитрук рассматривает аниматора как актера)—каждая из этих граней творчества рождалась от необходимости по-иному взглянуть на анимационное искусство, открыть в нем новые пространства. Путь Хитрука в искусстве начался почти семьдесят лет назад. Воспоминания «Жаль, что к чуду привыкают» протягивают ниточку между робким юношей, делающим в анимации первые шаги и чувствующим свою непригодность для этой профессии, и режиссером с мировым именем. Их продолжают фрагменты неоконченной книги о профессии аниматора, над которой Хитрук работает несколько десятилетий.
В 1937 году двадцатилетний Хитрук впервые переступает порог студии «Союзмультфильм». Здесь он начинает задумываться о природе мультипликации, ставит перед собой вопросы, ответы на которые ищет в работе над сценами, число которых за 25 лет превысило две сотни. И вот наступает момент, когда необходимо сделать следующий шаг – созрели идеи, осуществить которые, работая над чужими фильмами, невозможно. В 1962 году он становится режиссером. Во вторую часть публикации входит рассказ о фильмах «История одного преступления», «Топтыжка», «Каникулы Бонифация» и беседа «О зарождении идеи фильма».
В третьей части Хитрук представлен как теоретик и исследователь анимационного искусства. Эссе «О петухе, жемчужных зернах и прочем», записи разных лет под общим заглавием «Мысли великие, средние и песика Пафика» почти не связаны между собой. Читатель путешествует от одного островка мысли автора к другому, может выбирать маршрут по своему усмотрению, возвращаться или забегать вперед. Автор лишь намечает некоторые точки развития идей и приглашает своего собеседника самостоятельно продолжить путешествие в любом из заданных направлений.
В 1983 году Хитрук-режиссер снимает свой последний фильм и   сосредотачивается на преподавании. Это тоже творчество, в одном из высших его проявлений—создание произведений особого рода: не ролей, не фильмов, а учеников, каждому из которых уделяется много любви, внимания, тепла, сил, выдумки, фантазии, изобретательности, терпения. Педагогика для Хитрука—период более глубокого переосмысления профессии. «Один раз объяснил—не поняли. Второй раз объяснил—опять не поняли. Объяснил в третий раз—сам понял»,—пишет он.
Стенограмма первого занятия в мастерской Федора Савельевича на анимационном отделении Высших курсов сценаристов и режиссеров 1987 года восстанавливает атмосферу живого общения мастера с учениками. На этом курсе учились Александр Петров и Михаил Тумеля, Иван Максимов и Михаил Алдашин. В разное время учениками Хитрука были также Р.Саакянц, А.Караев, В.Петкевич, О.Черкасова, Е.Гаврилко, И.Ковалев, А.Харитиди и многие другие режиссеры, формирующие сегодня облик отечественной анимации (полные списки выпускников ВКСР опубликованы в «Киноведческих записках» № 70).  В феврале этого года мы встретились с А.Петровым и М.Тумелей на студии А.Петрова в Ярославле. Публикуем их воспоминания о времени учебы.
Беседа с Ю.Б.Норштейном (2 ноября 2004 года в его мастерской) интересна тем, что в ней представлен взгляд на творчество Хитрука со стороны такого непохожего мастера, как Норштейн, объясняющий, как творчество Хитрука вписывается в контекст мировой анимации, куда простирается его влияние на это искусство. Хитрук вырос на почве классической анимации Диснея, но в своей работе нашел потайные двери, ведущие к неведомым доселе принципам выразительности. Норштейн шел за Хитруком (сравним его первый фильм «Лиса и заяц» с хитруковским «Топтыжкой»), но выбрал другой путь и оказался в ином пространстве, обнаружил космос в человеке, пьющим чай из блюдечка. Перед нами открывается преемственность опыта, наследования направлений поисков, единой традиции, питающей творчество таких разных художников. Поразительно, с каким удивлением и интересом относятся они к творчеству друг друга. «Если бы меня спросили: «Знаком ли ты с каким-нибудь живым гением?»—я бы сказал «да» и назвал имя Норштейна»—пишет Хитрук. А Норштейн в одном из интервью говорит: «Где пройдет энергия Хитрука, которую он, может быть, лет тридцать назад кому-то передал, предложил, высказал, дал какое-то направление, художественный ориентир, и в какой момент это все вдруг проявится—этого не знает даже сам Хитрук, и не знает даже тот человек, который это сделает. Равно как и человек, который, прочитав хороший роман, великий роман, не будет знать, в какой момент этот роман его подхватит на свое крыло и даст ему свободу и возможность сделать этот поступок, а не другой. Вот Хитрук—он и есть самое цельное, самое гармоническое художественное произведение».
Материалы в Приложении: разработанные Хитруком учебная программа подготовки режиссеров-аниматоров (темы лекционных занятий), методические указания к учебной программе по «Технике одушевления» и конспект лекции «Сценарий мультфильма» позволяют читателю увидеть процесс обучения изнутри, как бы заочно пройти его.
Остается загадкой, каким образом удается этому человеку на протяжении стольких лет сохранять в себе способность смотреть на мир молодыми глазами, удивляться и делать открытия, поддерживать интерес к окружающему миру во всех его проявлениях. Счастье наблюдать за работой Хитрука - он основателен и нетороплив, серьезен и ироничен; сосредоточен, как ребенок, с головой ушедший в игру. Эти качества Хитрука присущи и его сочинениям. Они содержат «генетический код» его мысли, их подлинное назначение—передача зашифрованного в них творческого импульса новым поколениям аниматоров.
 
Все материалы (кроме бесед Ю.Михайлина с Ф.Хитруком, А.Петровым, М.Тумелей и Ю.Норштейном) взяты из личного архива Ф.С.Хитрука, в котором находится еще огромное количество не менее интересных текстов, ждущих публикации. Редакция выражает благодарность Н.Васильковой, записавшей беседу со студентами в мастерской Хитрука 1987 года.
 
Юрий Михайлин
 


© 2005, "Киноведческие записки" N73