Дыхание воли. Дневники Михаила ЦЕХАНОВСКОГО


публикатор(ы) Александр ДЕРЯБИН Светлана КИМ

Итак, мы публикуем последнюю подборку дневниковых записей М.М.Цехановского. Это лишь малая толика его дневников: мы ограничились только тем, что успела расшифровать В.В.Цехановская. Не исключено, что в дальнейшем записи Цехановского будут расшифрованы в полном объеме, но случится это, по всей видимости, нескоро—его почерк можно разобрать только с очень большим трудом.
Мы надеемся, что препятствия не остановят тех исследователей, которые захотят узнать, о чем думал Цехановский, скажем, в военные годы или в конце жизни. Ведь благодаря даже опубликованной части его дневников мы можем, наконец, в полной мере ощутить масштаб личности этого выдающегося аниматора, понять доселе скрытые движущие силы его творчества, глубокую закономерность «вызревания» его замыслов. И как бы ни было горько осознавать, что мы так и не увидим ни звуковой «Почты», ни всех снятых эпизодов «Балды», ни тех фильмов, которые не были даже запущены в производство, письменное наследие Цехановского дарит нам нечто не менее драгоценное и удивительное—его жизнь. А в ней, как и в любой другой жизни, есть не только фильмы, но и история, люди, незабываемые впечатления и раздумья—весь тот грандиозный и неповторимый фундамент, на котором покоится и которым питается художественное творчество.
Открытие Цехановского началось. Аниматор, вопреки времени и своей трагичной судьбе, сумел преодолеть тлен забвения и заговорил с нами со страниц своих дневников в полный голос.
При подготовке публикации мы постарались сохранить авторское своеобразие стиля, уточнив в соответствии с современными требованиями пунктуацию и поправив некоторые явные описки. Слова и фразы, подчеркнутые Цехановским (а для него это было настоятельной необходимостью и даже, если угодно, особенностью графики текста), обозначены курсивом. Оставлено как современное, так и устаревшее написание слова «фильм»—Цехановский довольно долго отвыкал писать «фильма». Все сокращения безоговорочно восполнены, кроме имен собственных. В последнем случае (как и в случае неразборчиво написанных слов) мы прибегли к обычным редакторским конъектурам. Все примечания В.В.Цехановской, сделанные при переписывании дневников, оформлены как постраничные сноски.
Вместе с дневниками публикуются также сценарий «Балды» и два письма, отправленных Д.Д.Шостаковичем Цехановскому во время работы над фильмом.
Благодарим Б.Д.Павлова, Д.Манна, М.М.Карасеву, Ю.Н.Добровольскую, принимавших участие в подготовке публикации, а также Г.Н.Бородина, Я.Л.Бутовского, В.В.Забродина, Д.Г.Иванеева, помогавших ценными советами при составлении комментариев.
 
 
Информацию о возможности приобретения номера журнала с этой публикацией можно найти здесь.
 


© 2002, "Киноведческие записки" N57