Яков РИВОШ
О подготовке постановочных средств для картины «Степан Разин»



В 1927 году по рекомендации Юрия Тынянова Яков Ривош, учившийся в Институте истории искусств в Ленинграде, стал помощником художника Евгения Енея на фильме «СВД». Высшая категория художника-постановщика была ему присвоена после работы над монументальной драмой «Богдан Хмельницкий» Игоря Савченко в 1941 году. Ривош работал художником в цирке, на эстраде, в кино. Он делал фильмы с братьями Васильевыми, Яковом Протазановым, Леонидом Луковым…
В предисловии к своей книге «Время и вещи. Очерки по истории материальной культуры России начала ХХ века» Яков Ривош писал: «Отдельные предметы и вещи, сохранившиеся до наших дней, пережившие эпоху, вырванные из обстановки, в которой они находились, потерявшие свою функциональность, напоминают кости ископаемых животных, по которым палеонтологи стараются восстановить их облик и образ жизни».
Замысел книги возник у художника в 1956 году во время работы с Сергеем Васильевым над фильмом «В дни Октября». В архиве Ривоша в Музее кино хранится письмо Виктора Шкловского от 22 апреля 1972 года, адресованное Е.И.Севостьянову. Шкловский сообщает о том, что книга по истории материальной культуры Ривошем уже написана, фотографии подобраны и рекомендует издательству «Искусство» начать работу с автором. Также он сообщает, что берется быть ее редактором. Книга с послесловием Шкловского вышла в издательстве «Искусство» в 1999 году, через двадцать шесть лет после смерти Ривоша. Ее состав—фотографический материал и подробные к нему комментарии.
Судя по хранящимся в Музее материалам, замысел Ривоша был шире. Видимо, художник хотел включить в книгу свои размышления, воспоминания, текстовые документы. Сохранился лист предполагаемого оглавления одной из частей будущей книги. Вот перечень этих глав:
1. В этом—мое счастье!
2. Художник в кино.
3. Сохраним материальную культуру эпохи Октябрьской революции.
4. Еще раз о материальной культуре эпохи Октября.
5. О подготовке постановочных средств для картины «Степан Разин».
6. О дипломной работе выпускника художественного факультета ВГИКа В.Гаврикова «Весна на Одере» по сценарию Н.Фигуровского и Л.Саакова.
7. Из воспоминаний о И.А.Савченко.
8. Репризы и антре для  цирка.
Воспоминания о Савченко, тексты «Художник в кино», «О дипломной работе выпускника художественного факультета ВГИКа В.Гаврикова «Весна на Одере» по сценарию Н.Фигуровского и Л.Саакова» и «О подготовке постановочных средств для картины «Степан Разин» сохранились в архиве. Мы публикуем последний текст как наиболее интересный и характерный для взгляда Ривоша на искусство художника-постановщика. По Якову Ривошу, кино—палеонтология, для которой ископаемым зверем является время. Кроме того, текст дает представление о размахе предполагаемой постановки. Как известно, одной из причин того, что фильм Василия Шукшина о Разине так и не был осуществлен на студии Горького (литературный сценарий обсуждался еще в 1967 году, публикуемый документ датирован 1970-м) являлась дороговизна постановки. Осенью 1974 картина должна была быть запущена на «Мосфильме».
Текст о постановочных средствах для «Степана Разина» существует в двух вариантах. Первый вариант—это докладная записка заместителю директора киностудии им. Горького Р.А.Семенову и начальнику производства студии А.Л.Аверочкину. Записка стала основой второго варианта—главой будущей книги, которую мы и публикуем.
Елена Долгопят
 
Информацию о возможности приобретения номера журнала с этой публикацией можно найти здесь.


© 2002, "Киноведческие записки" N56