«Сентиментальный романс». Материалы к истории фильма


публикатор(ы) Рашит ЯНГИРОВ

Отказ от авторства редуцировал историю постановки первого звукового киноэксперимента Эйзенштейна и Александрова до уровня малоправдоподобного мифа и надолго отвел от него внимание исследователей. Между тем, этот творческий эпизод был, по нашему мнению, ключевым в парижской «epopée» советских кинематографистов и в значительной степени предопределил ход и результаты их последующей заграничной поездки. Оставляя рассмотрение этой темы для специальной работы, мы предлагаем читателям познакомиться с некоторыми материалами из истории фильма «Сентиментальный романс», извлеченными из русской прессы Парижа. Эти тексты воспроизводятся по новой орфографии с незначительными исправлениями газетных опечаток.
 
 
«Le Romance sentimentale». 35 мм. Звук., ч/б, 2 ч.
Вып.: конец июня–начало июля 1930 г. (зал «Vieux Colombier», Париж). Под названием «The Sentimental Romance» фильм демонстрировался в США: вып. 16 октября 1931 г. (кинотеатр «Cameo», Нью-Йорк)[1].
Пр-во «Sequana-Film» (Франция)[2].
Режиссеры Григорий Александров и Сергей Эйзенштейн.
Оператор Эдуард Тиссэ.
Актриса Мара Гри[3].
Композитор Алексей Архангельский[4].
Монтаж Григория Александрова, Сергея Эйзенштейна и Леонида Азарха[5].
Художник Лазарь Меерсон[6].
Продюсер Леонард Розенталь[7].
Исполнительный продюсер Семен Шифрин[8].
Ассистент режиссера Борис Ингстер[9].
Заведующий звуковой частью инж. Г.Лампен[10].
Заведующий музыкальной частью проф. Михаил Левин[11].
Прокат: «Pathe-Nathan» (Франция)[12]; «Tobis-Klangfilm» (Германия и Европа?)[13].
 
Надписи в копии из коллекции Госфильмофонда—на французском и английском языках.
Съемки фильма производились зимой и ранней весной 1930 года: Бретань (натура) и парижский пригород Бийанкур (павильон).
 
 
1. Установлено по: РГАЛИ, ф. 1923, оп. 1, ед. хр. 2499.
2. Производственная кинокомпания, преобразованная С.Шифриным летом 1928 года из его же «Общества Бийанкурских студий (АСЕ)».—«Возрождение», Париж, 1928, 23 июня, с. 5. Первыми постановками «Sequana-Film» (совместно с Société «Albatros») были фильмы «Двое робких» («Les Deux Timides», реж. Рене Клер; опер. Николай Рудаков, художник Лазарь Меерсон; среди актеров—Петр Бачев, А.Дракули; вып.—декабрь 1928 г.); «Новые господа» («Les Nouveaux messeurs», реж. Жак Фейдер, худ. Лазарь Меерсон; вып.—апрель 1929 г.); «Княжеские ночи» («Nuits de princes», реж. Марсель Л`Эрбье, ассист. реж. Г.Лампен, худ. Петр Шильдкнехт, Сергей Пименов; среди актеров—Наталья Лисенко, Валентина Остерман, Дмитриев, Рахматов; вып.—апрель 1930 г.).
В декабре 1929—марте 1930 гг. Шифрин продюсировал франко-шведскую постановку «Желтый капитан» (прокатное название «Душа Востока»; реж. Сандберг, опер. Федот Бургасов и Иоргенсен, в главной роли Валерий Инкижинов).—[Аноним.] «Желтый капитан».—«Возрождение», 1929, 27 декабря, с. 4.
Зимой 1930 года к старому съемочному павильону пристроили новый корпус, в котором была оборудована площадка для звуковых киносъемок.—«Последние новости», Париж, 1930, 7 марта, с. 4. В этом помещении производились павильонные съемки фильма «Сентиментальный романс».
3. Мара Гри (наст. фам. и имя Якубович Мария Владимировна; в первом браке—Клейн; 1894–1975)—певица и актриса. С 1920 года—в эмиграции. С середины 1920-х гг.—подруга, с 1933 года—жена Л.Розенталя.
4. Архангельский Алексей Алексеевич (1881–1941)—композитор, автор популярных романсов на слова популярных русских поэтов; в 1900—1910-е гг. руководил музыкальной частью в театрах Корша и «Летучая мышь». В 1920 году эмигрировал вместе с труппой последнего в Париж. Ср. с отзывом: «В Архангельском необыкновенно удачливый Балиев обрел как бы самую душу своего театра, его музыкальный стиль. Каждая новая постановка последних лет—это Архангельский и Балиев, Балиев и Архангельский. <…> Создатель своеобразной иллюстрационной музыки и оперной миниатюры, Архангельский зачинатель русской оперетты, до него не существовавшей».—Я н т а р е в  Е. К юбилею Алексея Архангельского.—»Жизнь искусства». М., 1921, № 3, с. 4.
5. Азарх Леонид Михайлович—монтажер, работавший во французском кино; средний брат Алексея Грановского (Азарха), двоюродный брат М.Якубович. В копии ГФФ он указан как Supervising producer.
6. Меерсон Лазарь (1900–1938)—сценограф и художник французского и британского кино.
7. Розенталь Леонард Михайлович (1874/1877?–1955)—французский предприниматель; выходец из России (г. Грозный); с начала 1910-х гг. жил в Париже; с 1942 года—в Нью-Йорке. В конце 1920-х годов Розенталь (по-видимому, под влиянием своей подруги, мечтавшей о кинематографической карьере) увлекся искусством экрана, став ведущим акционером Société Générale de Films и владельцем нескольких парижских кинотеатров. Однако вследствие неблагоприятных для себя последствий мирового экономического кризиса в начале следующего десятилетия он отошел от кино.
8. Шифрин Семен (1894–1985)—выходец из России (г. Баку); с начала 1920-х годов жил в Париже; в 1925 году сменил Ноя Блоха на посту технического директора Société «Albatros». Осенью следующего года совместно с Дмитрием Харитоновым организовал компанию «Grand Production Cinematographique», приобретя для нее съемочный павильон в Бийанкуре. Первая постановка—«Панам» («Panam n`est pas Paris», реж. Николай Маликов, опер. Николай Топорков, худ. Владимир Мейнгард, худ. по костюмам Борис Билинский, среди актеров—Николай Маликов, Константин Миклашевский, Алексей Бондарев).—«Последние новости», 1926, 10 ноября, с. 4; Там же, 1926, 5 декабря, с. 5. Впоследствии Шифрин стал одним из ведущих организаторов французского кинопроизводства, работал в американском и итальянском кино.
9. Ингстер (наст. фам. Азарх) Борис Михайлович (1903–1978)—младший брат
А.М.Грановского, продюсер, сценарист, режиссер, работавший во французском, британском, американском кино и телевидении.
10. Установлено по: [Аноним.] В бианкурских студиях (у Шифрина).—«Последние новости», Париж, 1930, 7 марта, с. 4.
11. Установлено по этому же источнику.
12. Установлено по: «Cinématographie Française», Paris, 12 jullet 1930, № 610.—
РГАЛИ, ф. 1923, оп. 1, ед. хр. 2841, л. 68.
13. Компания указана в титрах копии ГФФ.
 
 
ИЗ ОТКЛИКОВ ЭМИГРАНТСКОЙ ПРЕССЫ:
 
«Известный русский режиссер Г.Александров и г. Тиссэ в настоящее время заканчивают очень оригинальную постановку, являющуюся интересным опытом художественного монтажа звука. Сюжет и звуковой сценарий написан[ы] на мотив и слова популярного романса «Жалобно стонет ветер осенний». Главную роль в этом музыкально-звуковом фильме, называющемся «Романс», исполняет молодая русская артистка Мара Вл[адимировна] Грий (так!—Р.Я.), которая имеет все данные, чтобы в скором времени сделаться одной из звезд европейского звукового экрана».
 
[Аноним.] Романс.—«Возрождение», 1930, 7 марта, с. 4.
____________
Это сообщение сопровождалось двумя иллюстрациями: кадром из фильма (деревья в бурю) и фотографией Мары Гри за роялем, представленной как опыт постановки света в павильоне.
 
  
«Сентиментальный романс». Таково название фильма, который Эйзенштейн со своим помощником Александровым успел сработать в Париже для «Секвана-Фильм». В фильме—всего одно действующее лицо, женщина, которая исполняет известный романс «Жалобно стонет ветер осенний». В остальном действуют силы природы. В главной и единственной роли выступает Мари Гри, дебютировавшая для экрана в Ялте как партнерша Николая Римского[1]».
 
 [Аноним.] «Сентиментальный романс».—
 «Последние новости». 1930, 28 марта, с. 5.

 «Александров, правая рука уехавшего в Холливуд Эйзенштейна, оставшийся в Париже, соноризирует (озвучивает.—Р.Я.) в студии Эпине короткометражный поющий фильм «Сентиментальный романс»[2].
 
[Аноним.]—«Последние новости», 1930, 31 мая, с. 4.
 
____________________
1. Римский (наст. фам. Курмашев), Николай Александрович (1886–?)—актер театра и кино, работавший на кинофабриках Григория Либкена и Иосифа Ермольева. С 1920 года—в эмиграции; как актер, режиссер и сценарист работал во французском кино.
2. Вместе с Дж.Ласки Эйзенштейн отплыл из Шербура в Нью-Йорк на борту парохода «Европа» 8 мая 1930 года.
 
 
 
Борис Шлецер
 
«Сентиментальный романс»
 
<…>
 
 
Информацию о возможности приобретения номера журнала с полной версией этой публикации можно найти здесь.


© 2001, "Киноведческие записки" N54