Римидалв НИДОРБАЗ
Три эр.



Библиографические заметки

 

Публикуемое ниже сложилось, признаться, почти случайно.

Готовя в свое время для немецкого номера «Киноведческих записок» (№ 58) подборку очерков Романа Гуля, извлеченных из старых подшивок журнала «Советский экран», я обратил внимание на странную подпись под некрологом Макса Линдера—Илья Ренц. Помнится, интерес был вызван не только загадочным звучанием фамилии—Ренц, но и привлекательной старомодностью интонации статьи «Самый веселый человек на земле».

Через некоторое время загадку фамилии удалось разгадать: оказалось, что это—псевдоним (точнее, аллоним). Но поскольку самостоятельных усилий разгадка не потребовала—ответ был найден в каталоге РГАЛИ, то и особого желания поделиться находкой не возникло.

Позднее, просматривая все тот же «Советский экран» за 1925 год, я обнаружил под первой рецензией журнала на фильм Сергея Эйзенштена «Стачка» не менее экзотическую фамилию—Рист. Я записал ее и попытался найти хоть какие-то сведения об этом авторе. Вскоре пришлось признать свое фиаско.

Только признав поражение, я вдруг понял, что не обратил внимание на инициал имени и местоположение инициала: Ю.Рист стояло под статьей (а я записал Рист Ю.). Юрист—профессия, и псевдонимы, образованные  от названия профессии, носят внушающее уважение наименование титлонимы. Впрочем, роли особого стимула, чтобы заняться поисками автора, титлоним не сыграл—сама рецензия не показалась особенно глубокой или своеобразной.

Но однажды в голове пронеслось: «Бог любит Троицу»—и я стал просматривать все ту же подшивку «Советского экрана» с целью найти еще один псевдоним на букву Р.

И мне повезло—довольно быстро на глаза попался криптоним (псевдоним, образованный инициалами) А.Р. Буквально через пять минут я разгадал его тайну (KRYPTOS—по-древнегречески и значит тайный, скрытый). И сразу же родился шутливый (чтобы не сказать, полупародийный) заголовок заметок.

<…>

 

P.S. Статья подписана псевдонимом, как легко догадаться. Он носит название ананим. Ананимы выглядят весьма экзотично, но расшифровываются мгновенно—оставляю это приятное занятие читателям.



© 2004, "Киноведческие записки" N66