Анимация на переломе


публикатор(ы) Георгий БОРОДИН

В представленных ниже документах отразилась эпоха резкого пересмотра взглядов на советскую мультипликацию. Пересмотр происходил по целому ряду причин, среди которых—активные контакты аниматоров СССР с зарубежными коллегами, прежде всего—из Восточной Европы, и ознакомление с их работами, посещение международных конгрессов, изменение общественной атмосферы, наконец, приход на «Союзмультфильм» и другие студии нового поколения художников и режиссеров. Главной приметой новых веяний было превращение анимации из в значительной степени унифицированного по стилистике и жанрам искусства в штучный, авторский продукт, а также возвращение к более условным (но не менее выразительным) формам, своеобразное «полевение» мультипликации. Произошло это в считанные годы: то, что в 1959 году было революционным, из ряда вон выходящим явлением, в 1963-м уже стало нормой. Основные перемены произошли в 1961–1962 годах, но нельзя забывать и о более ранних попытках жанрового и стилистического обновления, предпринятых, например, Е.Т.Мигуновым еще во второй половине 1950-х. Этому малоисследованному периоду истории отечественной анимации и роли Мигунова в подготовке будущих радикальных преобразований мы намерены посвятить отдельную большую публикацию.
Три публикуемых документа запечатлели эту ситуацию: анимация «на переломе». Следует заметить, что принадлежат эти тексты не молодежи, а представителям старшего поколения (Атаманов, Иванов-Вано) либо уже имеющим основательный стаж работы в мультипликации (Мигунов). Можно было бы добавить к этим материалам и статью Д.Н.Бабиченко «Довольно мультштампов», опубликованную в журнале «Искусство кино» (№ 10 за 1961 год, сс. 33–43).
Первый текст принадлежит Е.Т.Мигунову, и является, пожалуй, наиболее радикальным «манифестом» из всех трех. Он может быть датирован 1959 или, скорее, 1960-м годом. Мигунов вообще может считаться первым новатором того периода на «Союзмультфильме»—об этом достаточно красноречиво говорят его картина «Знакомые картинки» 1957 года выпуска, а также разработки для сатирического журнала «Дятел» и сценарий «Мир! Мир! Мир!!!», оставшиеся нереализованными. В приведенном тексте дана весьма точная и образная оценка ситуации, в которой тогда находилась анимация Советского Союза. Характерно, что в «манифест» Мигунов превратил даже рабочий документ.
Второй материал—черновик выступления И.П.Иванова-Вано, датируемый 1962 годом. В нем отражено влияние на кинопроцесс, в том числе в анимации, руководящих партийных решений, и подтверждено отставание советской анимации от достижений мультипликаторов Восточной Европы и Запада. Постановление ЦК КПСС «О мерах по улучшению руководства развитием художественной кинематографии», опубликованное в журнале «Коммунист» в декабре 1962 года, явилось только поводом для этого выступления, о проблемах художественной мультипликации в нем непосредственно не говорилось. Из текста видно, что докладчик постарался не педалировать «антиформалистические» положения Постановления (которые могли стать основой для организационных и идеологических выводов, осложнивших бы развитие новых тенденций в мультипликации), а основное внимание уделил вопросам повышения художественного качества фильмов для детей и юношества, трактуя повышение качества как дальнейшее расширение жанрового, тематического и формального разнообразия снимаемых фильмов. Оба текста (и Мигунова, и Иванова-Вано) находятся на хранении в Музее кино.
Третий документ—текст выступления Л.К.Атаманова на одном из представительных собраний, посвященных советскому искусству (судя по содержанию, рангом не ниже съезда кинематографистов). Датировано это выступление может быть, вероятнее всего, 1963 годом. В нем отразилась тяжелая ситуация с шельмованием фильма В.А.Никитина и И.И.Николаева «Мир дому твоему» по сценарию Назыма Хикмета, ставшего жертвой кампании по борьбе с абстракционизмом. Атаманов откровенно пытался защитить как сам фильм, так и наработанные за предыдущие два–три года тенденции, которые ставились под удар из-за травли «левых» настроений в советском искусстве. Текст хранится в семейном архиве наследников режиссера.


© 2006, "Киноведческие записки" N80