Неизвестные сценарии Осипа Брика. – Приключения Эльвиста (Режиссерский сценарий). – Клеопатра (Либретто киносценария). – Премьера (Либретто сценария). (Публикация, предисловия и примечания А.В.Валюженича).



Осип Максимович БРИК (1888–1945) оставил заметный след в истории отечественной культуры первой половины ушедшего века. Разносторонне одаренный человек, он проявил себя как журналист, литератор и филолог, один из создателей и активных участников Общества изучения поэтического языка (ОПОЯЗ), автор исследований «Звуковые повторы» (1917), «Ритм и синтаксис» (1927). К тому же он был драматургом, либреттистом, театроведом, основателем и редактором газеты «Искусство коммуны» (Петроград, 1918–1919), журналов «Леф» (1923–1925) и «Новый Леф» (1927–1928). Он стоял у руля ведущих организаций и объединений, формулировавших идеи советского художественного авангарда и проводивших в жизнь установки «социального заказа», «производственного искусства»: «Комфут», Отдел Изобразительных Искусств Наркомпроса, ИНХУК, ВХУТЕМАС, ЛЕФ, РЕФ (почти все они впоследствии были отнесены штатными советскими культурологами и искусствоведами к «враждебной идеологии формализма»). Наконец, Брик был первым издателем, редактором и биографом своего друга—поэта Владимира Маяковского.
История распорядилась так, что в глазах потомков Брик отразился лишь в лучах славы своего Владимира Владимировича, назначенного «лучшим и талантливейшим поэтом эпохи». Это обстоятельство увело его в тень Маяковского, почти полностью затушевав собственную роль и место в истории художественной культуры.
К тому же повышенный интерес, проявляемый в многочисленных в по-следние годы публикациях—«исследованиях» бытовой стороны «любовного треугольника: В.Маяковский—Л.Брик—О.Брик», где о чем-то говорится излишне откровенно, а о чем-то и вовсе умалчивается,—заставляет читателей домысливать недосказанное по собственному разумению и представлять Осипа Максимовича как приживала и иждивенца в этой «семье», несчастливца, обойденного более удачливым и именитым соперником. Впрочем, еще более вульгарной, чем эта обывательская точка зрения, оказалась и другая, печатная версия одного из известных современных поэтов, изобразившего «пострадавшей стороной в треугольнике»… Маяковского.
Не менее пристальное внимание в публикациях последних лет было уделено и тому, что правовед с университетским образованием, Брик в 1920–1924 гг. служил в юридическом отделе ЧК–ОГПУ, что в ходе печатной разоблачительной кампании против советских карательных органов и при определенной доле фантазии авторов позволило выстроить из этого целые криминальные истории.
Все это, вместе взятое, сложило на сегодняшний день такой негативный портрет Брика, что потребуется немало усилий для того, чтобы реконструировать его образ и разглядеть, наконец, его неискаженные черты. Мы предприняли одну из попыток объективного подхода к этой теме в своем монографическом сборнике (В а л ю ж е н и ч  А.  О.М.Брик: Материалы к биографии. Акмола: «Нива», 1993), в котором среди прочего был опубликован и ряд материалов, связанных с кинематографической работой Брика (например, литературный сценарий фильма «Потомок Чингис-хана»).
Сегодня не вызывает сомнений, что Брик сыграл большую роль в истории советского кино. Он был одним из ведущих сценаристов, критиков и организаторов советской кинематографии 1920–1930-х годов (входил в состав и в течение ряда лет руководил литературно-сценарными отделами на киностудиях «Межрабпом-Русь» в 1926–1928 гг., «Межрабпомфильм» в 1928–1936 гг., «Союздетфильм» в 1936–1941 гг., в те же годы преподавал в киноинституте).
По его сценариям были сняты фильмы:
1. «Потомок Чингис-хана (Буря над Азией)» (1929).
Сценарий по замыслу одноименной повести И.Новокшенова.
Режиссер В.Пудовкин.
2. «Опиум» (1929, культурфильм).
Режиссер В.Жемчужный, операторы А.Гальперин и К.Родендорф.
3. «Два-Бульди-два» (1930).
Сценарий по одноименному рассказу Ф.Гоппа.
Режиссер Л.Кулешов, операторы П.Ермолов и А.Шеленков
4. «Кем быть?» (1932).
Сценарий по одноименному стихотворению В.Маяковского.
Режиссер В.Жемчужный, оператор П.Зотов.
5. «Дохунда» («Батрак из Гиссара»). Съемки 1935 г. (фильм не был закончен).
Сценарий по одноименному роману С.Айни.
Режиссер Л.Кулешов, операторы К.Кузнецов и И.Барамыков.
6. «Владимир Маяковский» (1940).
Сценарий в соавт. с Л.Эльбертом.
Режиссер С.Бубрик, операторы В.Соловьев и С.Семенов.
7. «Сибиряки» (1940).
Сценарий в соавт. с А.Витензоном.
Режиссер Л.Кулешов, оператор М.Каримов.
8. «Случай в вулкане» («Отчаянная голова») (1941).
Сценарий в соавт. с М.Розенфельдом.
Режиссер Л.Кулешов, оператор М.Кириллов.
 
Вот что пишут о Брике-кинематографисте его друзья и коллеги Лев Кулешов и Александра Хохлова:
«…Хочется подробнее рассказать об Осипе Максимовиче Брике—одном из авторов хрестоматийного кинопроизведения «Потомок Чингис-хана». Значение Брика не исчерпывается его авторскими сценарными работами, он интересен как «солдат нашей профессии», как кинематографист-профессионал, знаток сценарного дела. Вероятно, невозможно перечислить то количество картин и сценариев, которые Брик помог сделать и советами, и переделками, и улучшениями. А сколько он написал сценариев анонимных или подписанных чужими именами, руководствуясь не корыстными целями, а огромной любовью к своей профессии, чувством дружбы, чувством дисциплины и ответственности перед производством. Брик был долгое время штатным работником «Межрабпом-Русь», «Межрабпомфильм», «Союздетфильм». Страстность, поразительная серьезность, с которой он относился к работе, воистину замечательны и являются примером исключительной добросовестности и трудолюбия.
Брик всегда тщательно изучал материал попавших ему в обработку сценариев. Он умел «рыться» в книгах, находить редчайшие факты, детали, описания. Он не боялся выезжать на места, изучать обстановку действия «на корню». В ряде своих сценарных работ Осип Максимович был не только литератором или профессиональным сценаристом, но и вносил в свое творчество значительную долю режиссерского начала, как знаток своей профессии, как опытный мастер кинематографии. Вот почему он не считал, что его работа кончалась за письменным столом; он систематически бывал на съемках, принимал деятельное участие в работе съемочных групп, помогал советами и острой критикой, беседовал с актерами, необычайно любившими слушать замечания Осипа Максимовича. Он, начав работу со сценария, оставался душой картины до ее конца…» (К у л е ш о в  Л., Х о х л о в а  А.  50 лет в кино. М.: «Искусство», 1975).
После Брика осталось немало сценариев, либретто, набросков для экрана, по разным причинам оставшихся неосуществленными, из которых мы отобрали несколько наиболее интересных работ для того, чтобы сегодняшний читатель мог оценить его мастерство сценариста «из первых рук». Брик-кинотеоретик и кинокритик—герой наших следующих публикаций.
Тексты сценариев воспроизводятся здесь по машинописным копиям с незначительными орфографическими и пунктуационными исправлениями, не искажающими авторского стиля.
 
Осип БРИК, Сергей ЮТКЕВИЧ
 
Приключения Эльвиста
 
Режиссерский сценарий
<…>
 
Осип БРИК
Клеопатра
Либретто киносценария
<…>
 
Осип БРИК
Премьера
Либретто сценария
<…>
 
 
 
 
Публикация, предисловия и примечания А.В.Валюженича
 
 
 

Информацию о возможности приобретения номера журнала с этой публикацией можно найти здесь.





Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 




































































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.