Евгений МАРГОЛИТ
Советское киноискусство. Основные этапы становления и развития. (Краткий очерк истории художественного кино).



Обычно для этой рубрики мы выбираем тексты, затерянные в труднодоступных журналах и подшивках газет первых десятилетий минувшего века. А тут—1988-й год. Казалось бы, достаточно ссылки, чтобы интересующийся читатель пошел в библиотеку и взял эту стостраничную брошюру. Однако найти ее в библиотеках—при трехтысячном (по нынешним временам немалом) тираже довольно-таки трудно. Даже в таких специализированных собраниях, как столичные библиотеки ВГИКа или НИИ киноискусства. Потому что она была издана шестнадцать лет назад Всесоюзным заочным народным университетом искусств (такой тогда существовал) в качестве Учебного пособия и рассылалась заочным слушателям Факультета кинофотоискусства. Между тем работа явно выходит за рамки утилитарной «методички». Ее автору, Евгению Марголиту, удалось на небольшом пространстве (в 5–6 печатных листов) не просто бегло описать более чем полувековую историю отечественного кинематографа, с 20-х годов по 70-е включительно, но изложить ее концептуально, выявив ее логику, пересечения ее главных линий и драматические узлы. Иначе говоря, написать сжатую, емкую и главное—подлинно авторскую историю советского кино, в которой оно предстает как  целостное явление, как единая, хотя и внутренне противоречивая система.

Со времени выхода этой брошюры Евгений Марголит, сегодня один из самых авторитетных историков отечественного кино (в частности, один из авторов уникальной книги-каталога  «Из’ятое кино. 1924–1953»), в целом ряде статей, в том числе и в тех, что печатались в «Киноведческих записках», развил многие положения своего раннего очерка, дополнив их фильмами, в разное время изъятыми из кинопроцесса и, соответственно, вычеркнутыми из официальной киноистории, а в «перестройку» возвращенными (одни на экран, другие—в научный обиход). В настоящее время он трудится над новой обобщающей книгой о путях развития советского кинематографа. Но пока большая книга пишется, исследователи-киноведы и студенты, изучающие историю кино, продолжают безуспешно искать в библиотеках его раннюю, компактную и вместе с тем мыслительно богатую (несмотря на все вынужденные пропуски), методологически продуктивную работу. Мы решили удовлетворить этот спрос и, с согласия автора, перепечатать ее.

 

А.Т.


<...>





Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 




































































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.