Георгий БОРОДИН
«Союзмультфильм». Ненаписанная история



2006 год—год 70-летия со дня образования киностудии «Союзмультфильм». Этот факт—едва ли не единственное бесспорное утверждение из традиционного набора поздравительных формулировок, звучавших по этому поводу в средствах массовой информации. Юбилей еще раз показал, что настоящее, фундаментальное исследование деятельности этой студии впереди.
Потому как студия, чье 70-летие отмечалось, последние пять лет является исключительно историческим феноменом, сейчас уже не существующим в своем первозданном виде и не оставившим законных наследников.
Если история—это рассказ об изменении вещей во времени, то многочисленные трансформации студии, вызывавшие в свое время скандалы и пересуды, сейчас уже обретают статус исторического материала.
Предприятий с названием «Союзмультфильм» сегодня не менее шести.
«Старый» «Союзмультфильм» в 1999 году был акционирован (тайно и с нарушениями российского законодательства, хотя это акционирование не было оспорено в судебном порядке), превратился в ОАО, в 2001 году самоликвидировался, и дальнейшая его судьба в российской публичной жизни никаких следов не оставила (см. об этом нашу статью «Прощай, “Союзмультфильм”!» на сайте animator.ru). ФГУП (Федеральное государственное унитарное предприятие) «Киностудия “Союзмультфильм”» согласно указу Президента РФ В.В.Путина разделился на ФГУП «Фильмофонд киностудии “Союзмультфильм”» (руководитель—Э.А.Рахимов) и ФГУП ТПО (Творческо-производственное объединение) «Киностудия “Союзмультфильм”» (и.о. директора А.Г.Киракосян). Вскоре возникли ТПЦ (Творческо-продюсерский центр) «Союзмультфильм» (руководитель А.М.Багин), ООО (Общество с ограниченной ответственностью) «Союзмультфильм Ви Джи Ви», возглавляемое Л.Е.Выборговой, и РОО (Региональная общественная организация) «Объединение “Союзмультфильм”» во главе с В.М.Шилобреевым. Кроме того, в 1999 мелькала информация о существовании некоего Фонда «Союзмультфильм», судьба которого также туманна.
В уставах и учредительных документах почти всех этих структур присутствует указание на производство фильмов как уставную деятельность. Тем не менее, у каждой из них есть своя специфика: Фильмофонд занимается прежде всего извлечением прибыли из коллекции мультипликационных фильмов производства «старого», советского «Союзмультфильма»; ТПЦ—продюсерской и выставочной деятельностью; «Союзмультфильм Ви Джи Ви»—культурно-просветительской работой с детьми и благотворительными акциями (среди достижений этого ООО—недавно открытый Музей мультипликации). РОО «Объединение “Союзмультфильм”» создавалось как общественная организация, призванная представлять интересы коллектива студии в случае его расформирования.
Почему-то принято считать, что наследником «советского» «Союзмультфильма» является ТПО, хотя это не так. Эта организация создана в июле 1999 года указом премьер-министра (тогда Сергея Степашина) и, хотя и была наделена (до разъединения с Фильмофондом) правами на коллекцию фильмов советских времен, но правопреемником Арендного предприятия, каковым был старый «Союзмультфильм» до 1999 года, не является. Не является правопреемником старого «Союзмультфильма» и ФГУП «Киностудия “Союзмультфильм”», изначально позиционированная как новая организация, в которую не вошел штат АП, что подтверждается и текстом указа. Работники, составлявшие коллектив старой студии, к новому ФГУПу не имеют никакого отношения.
Сейчас ТПО занимается производством анимационных фильмов, проведением культурно-массовых мероприятий, но прибыль получает в основном от сдачи в аренду своих площадей. Творческих работников в штате этой организации нет.
Интересно то, что не только «кончина», но и рождение «Союзмультфильма» в глазах историков остается покрытым пеленой тумана. До сих пор многие исследователи представляют создание студии как единовременное слияние коллективов мультипликаторов «Межрабпомфильма», «Мосфильма» и так называемой «Студии Смирнова». В действительности же процесс централизации мультпроизводства и перевода московской анимационной кинопромышленности (если вообще правомерно называть ее таким громким словом в те годы) на целлулоидную технологию, завершившийся созданием «Союзмультфильма», был четырехступенчатым. Первый этап—январь 1934 года: создание Экспериментальной мультипликационной мастерской под руководством В.Ф.Смирнова, подчиненной ГУКФу, с базой в Леонтьевском переулке. В этот период была вчерне налажена конвейерная технология производства, начали работу первые представители новой для СССР профессии мультипликатора, решалась задача повышения темпов работы. Второй этап—слияние этого коллектива с коллективом работников рисованного кино ХПО № 5 «Мосфильма» в 1935 году. Хотя «смирновцы» сохранили за собой право на самостоятельный баланс, но в результате этого объединения, названного Н.П.Ходатаевым «хаотическим»*, все мосфильмовские мастера рисованного кино перешли на общую технологию «целлулоидного конвейера». В этот период В.Ф.Смирнов уже был отстранен от руководства. Третий этап—март 1936 года: выведение этого объединенного коллектива из подчинения «Мосфильма» в самостоятельную мультстудию при ГУКФе—«Московскую студию графических фильмов», расположенную на улице Воровского, в здании Театра киноактера, бывшем Клубе Общества политкаторжан. И, наконец, июнь 1936 года—ликвидация «Межрабпомфильма» и слияние его мультипликаторов с коллективом «Московской студии» под общим наименованием «Союзмультдетфильм» с базированием там же, на улице Воровского. Переименование студии в 1937 году в «Союзмультфильм» (из названия ушел фрагмент «дет») не возымело структурно-организационных последствий, а отражало только коррекцию репертуарной политики. И это не единственное обстоятельство существования студии, превратно толкуемое в исторических трудах. «Белых пятен» остается предостаточно.
Так, например, до сих пор не оговорен историками тот факт, что с октября 1941 года по (примерно) первый квартал 1942-го «Союзмультфильм» не был эвакуирован в Самарканд, как принято считать, а де-факто оказался разделен на два «отделения»—московское и самаркандское. У каждого «филиала» была отдельная бухгалтерия, администрация, свой штат, план и свой и.о. директора (в Самарканде—Е.А.Александров, в Москве—тов. Нисский). Московская студия функционировала с конца 1941 года и выпустила, помимо прочего, антифашистский киноплакат «Кино-цирк»; только в 1942 году, по-видимому, ее база была передана в ведение «Воентехфильма». Между студиями существовала связь, и в 1942 году самаркандский «Союзмультфильм» даже собирался командировать в Москву Д.Н.Бабиченко для помощи производству.
Существует еще множество доказательств того, что серьезное исследование жизни «Союзмультфильма» почти и не начиналось. Так, не затронуты историками такие фундаментальные темы, как пребывание филиала студии в Самарканде, обучение новых кадров художников-мультипликаторов на курсах при студии (такие курсы за историю «Союзмультфильма» организовывались не менее четырнадцати раз), изменение структуры тематических планов, система организации производства, этапы технологической эволюции, состав и деятельность худсовета и сценарного отдела (равно как и других студийных подразделений), взаимодействие с редакторским аппаратом Главка, события внутристудийной жизни (конкурсы, собрания и иные мероприятия), реформы конца 1980-х годов, студийный фольклор и многое другое. Даже фильмография «Союзмультфильма» остается недописанной—до сих пор нет исчерпывающего перечня рекламных роликов и заказных фильмов, снятых на студии (см. первую попытку такой фильмографии—публикацию «Унесенные ветром» в «Киноведческих записках» № 52), вставок в натурные игровые и документальные картины, роликов экспериментального и прикладного характера, лишь недавно нами составлен полный список сюжетов для киножурнала «Фитиль»…
Наконец, по сей день игнорируется существование «полочных» картин студии (а их было не меньше двенадцати) и работ, не завершенных производством (их намного больше). Лишь отчасти эти пробелы восполняют еще не опубликованные в полном объеме воспоминания Е.Т.Мигунова и наша новая работа «Анимация подневольная», а также статья К.Г.Малянтовича о выпускниках курсов мультипликаторов 1940-х годов и другие публикации последнего времени. Но это—капля в море информации, не востребованной в киноведении.
Только сейчас завершается работа над первой попыткой создать справочник «Кто есть кто в советской анимации», и его авторы (в первую очередь—Сергей Капков) уже столкнулись с обстоятельствами, не дающими довести этот труд до завершения в том качестве, какое требуется,—и это тоже следствие абсолютной неподготовленности киноведов к работе с такого рода информацией.
Отсутствует даже методика исследования и описания столь важной составляющей анимационного фильма, как мультипликат—и это спустя семьдесят лет с того момента, когда сформировалась профессия аниматора! Исследований творчества конкретных художников-мультипликаторов «Союзмультфильма» нет вовсе (не говоря уж о фоновщиках, прорисовщиках, ФКистах).
В подборку представленных ниже материалов включены:
—воспоминания первого директора «Союзмультфильма» Николая Митрофановича Кивы, текст которых хранится в Государственном Центральном музее кино. Воспоминания затрагивают один из самых неисследованных периодов истории студии—время ее создания и первые годы работы;
—доклад И.П.Иванова-Вано о принципах применения на «Союзмультфильме» так называемого «эклерного метода», прочитанный на студии в 1951 году;
—блок документов, озаглавленный нами «Анимация на переломе», отражающих ситуацию на «Союзмультфильме» начала 1960-х годов—времени кардинального обновления искусства мультипликации в СССР;
—первая часть главы из нашей книги «Анимация подневольная» (это пятая глава; первая была опубликована в журнале «Кинограф» № 16, третья—в «Киноведческих записках» № 73), посвященная советским анимационным картинам, пострадавшим от цензурного вмешательства настолько серьезно, что это повлекло за собой искажение авторского замысла. Название главы—«Кастра-
ция бегемота»—проистекает из содержания одного из эпизодов предыдущей, четвертой главы, пока не опубликованной. Хотя не все примеры, приведенные в этой работе, взяты из практики «Союзмультфильма» (фильмы «Кое-что о колесе», «Большой секрет для маленькой компании», «В стране ловушек», «Падал прошлогодний снег» и «Следствие ведут колобки» сняты на «Мульттеле-
фильме»), но мы сочли возможным включить этот текст в настоящую подборку без сокращений, т.к. большая часть фильмов, в нем упоминаемых, все же является продукцией «Союзмультфильма», а изъятие остальных фрагментов, на наш взгляд, обеднило бы материал;
—эссе Сергея Капкова «Мастера дуракаваляния»—об актерах, озвучивавших отечественные мультипликационные фильмы, и прежде всего—продукцию «Союзмультфильма»: подавляющее большинство упоминаемых автором картин представляет собой наследие именно этой студии.


 
* См. «Киноведческие записки», № 52, с. 186. Ходатаев Николай Петрович (1892–1979)— режиссер и художник мультипликации, живописец, скульптор. Один из зачинателей отечественной мультипликации советского периода.




Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 




































































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.