Архив

  • No 61, 2002
Киноведческие Записки номер 61
PERSONALIA
Философия СТЭНЛИ КУБРИКА: от Алекса до Барри Линдона и обратно. Ключевые темы и мотивы в фильмах Кубрика рассматриваются в статье Ксении Перетрухиной в контексте идей Фромма и Юнга  как составные элементы мозаики-головоломки, выстраиваемой режиссером-гением особого типа: гением компилятивного типа.
 
ТЕМА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Евгений МАРГОЛИТ. Кинематограф «Оттепели». К портрету феномена.
Детально анализируя ключевые фильмы периода 1953-1967 гг., автор прослеживает эволюцию киноэстетики тех лет от литературоцентризма к визуальному кино, рассматривая, в частности, «Заставу Ильича» как формулу «оттепельного кино» и феномен национальных кинематографий.
 
АРХИВЫ
«А дряни подобно “Гармонь” больше не ставите?..» Записи бесед Б.З.ШУМЯЦКОГО С И.В.СТАЛИНЫМ после кинопросмотров. 1934 г.
Ночные просмотры в Кремле в 30-е годы —  полумиф, полулегенда, известные по воспоминаниям участников и очевидцев. В Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) сохранились записи Бориса Шумяцкого, в то время возглавлявшего Управление кинематографией, который в 1934-1937 гг. систематически фиксировал высказывания И.В.Сталина и его политического окружения после кремлевских сеансов. Впервые документ из фонда Сталина в РГАСПИ представлен в полном объеме единиц хранения.
  • No 60, 2002
Киноведческие Записки номер 60
ПАРАЛЛЕЛИ
Сквозная тема юбилейного  — пятнадцать лет журналу — номера  совпала с «круглой» порядковой цифрой на обложке: 60-е. Авангард по обе стороны океана и интеллектуальный кинематограф как  европейская идея, преемственность традиции русского авангарда 20-х в фильмах нью-йоркского андеграунда, современная рецепция кинематографического бунта 60-х — таков круг исследуемых проблем.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЧТА
«Теперь для меня Россия уже не абстракция, теперь у нее и ваше лицо…»
Так в 1964 году написал в своем письме Изабелле ЭПШТЕЙН известный шведский режиссер Вильгот Шёман. В архиве Изабеллы Германовны сохранилась обширная переписка с советскими и зарубежными деятелями кино за период 1960–1980-х гг. Среди ее многочисленных корреспондентов были  Аньес ВАРДА, Алан ПАКУЛА, Крис МАРКЕР, Йорис ИВЕНС, Рене КЛЕМАН, Паоло и Витторио ТАВИАНИ, Анджей ВАЙДА, Анри ЛАНГЛУА, письма которых публикуются в этом номере.
 
 
ЭЙЗЕНШТЕЙНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
«...Жить в условиях “неустойчивого равновесия”». Письма С.М.Эйзенштейна М.М.Штрауху из-за границы. 1929–1931
Поездка в Мексику стала поворотным пунктом в биографии режиссера. Письменный диалог Эйзенштейна с другом детства становится ключом к пониманию не только многих теоретических идей режиссера, но и максимально искренним автопортретом художника.
  • No 59, 2002
Киноведческие Записки номер 59

ИЗ ИСТОРИИ КИНОМЫСЛИ
Вилли ХААС (1891–1973) в лучшем случае известен у нас как сценарист—«Безрадостного переулка» Пабста и других классических фильмов немецкого кино. И практически мы не знаем (не переводился на русский) Вилли Хааса–критика. Между тем он был едва ли не самым блестящим среди немецких критиков той поры. Он писал о литературе, о театре... Но больше всего любил и понимал кино. Недаром его тогда называли «одним из лучших практиков кинотеории». Мы предлагаем нашим читателям подборку его статей 1920–30-х годов, вошедших в книгу «Критик как копродюсер. Тексты о кино 1920–1933 годов», вышедшей в Берлине в 1991 году, в год его столетия.

PERSONALIA
Вим ВЕНДЕРС, Александр КЛЮГЕ, Райнер Вернер ФАССБИНДЕР, Вернер ХЕРЦОГ
Европейский человек в фильмах Фассбиндера и Херцога, смешение документально-игрового как характерный прием в фильмах Херцога — предмет исследования отечественных культурологов и киноведов.
«В действительности меня зовут не Вим Вендерс...»—режиссер о себе, Германии, Европе и кинематографе. «Все благоразумное меня не интересует»: во время съемок своего фильма «Лили Марлен» Фассбиндер дал в общей сложности девятичасовое интервью Вольфгангу Лиммеру и редактору журнала «Шпигель» Фрицу Румлеру. Текст интервью, вошедший в монографию Лиммера о режиссере, предлагается читателям журнала.


ОПЫТ

Основной «базой» работы немецких кинематографистов, эмигрировавших в Москву, стал «Межрабпомфильм», который еще в 20-е годы был партнером прокатной и производственной кинофирмы «Прометеус» — через Международную организацию рабочей помощи (Межрабпом). Международный отдел студии «Межрабпом» имел особое значение. Он был своего рода площадкой экспериментов для режиссеров разных стран—здесь снимали Бела Балаш, Ганс Рихтер, Йорис Ивенс— экспериментов с трудной экранной судьбой, а многие съемки так и не были завершены. Судьба фильма Густава ВАНГЕНХАЙМА «Борцы», созданного немцами-антифашистами на «Межрабпомфильме», удивительна. Его московская премьера состоялась в 1936 году, берлинская — 27 февраля 1963 года, почти тридцать лет спустя после поджога рейхстага. Фильм «вернулся» к соотечественникам через двадцать семь лет…
Воспоминания Ханса Роденберга, режиссера и литератора, директора студии «Межрабпом» по производству, рецензия Макса Офюльса на фильм «Борцы» и реконструкция немецким историком Гюнтером Агде просмотра Сталиным фильма Эрвина Пискатора «Восстание рыбаков» предлагаются вниманию наших читателей.

  • No 58, 2002
Киноведческие Записки номер 58

ПРОЦЕСС
«История немецкого кино переплетается с историей века. Кино само стало историей Германии, ее участником и лепило ее своим взглядом и мнением. Разрывы и разломы видны здесь яснее, чем в других странах... Фриц Ланг скажет: «Наша эпоха, первая со времени существования земли ощутившая прелесть движения в его шелестящей быстроте, должна была из своих собственных элементов создать движущуюся картину, которую мы называем фильмом и которая сделалась целостным выражением самой эпохи». История кинематографа Германии с 1895 по 1998 годы в книге французского киноисторика Бернара ЭЙЗЕНШИЦА, публикуемой в специальных, «немецких», номерах журнала.

ПАРАЛЛЕЛИ

Фриц ЛАНГ и Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН
«Позолоченная гниль» - так назывался вариант фильма Фрица Ланга «Доктор Мабузе, игрок», в 1924 году перемонтированный Сергеем Эйзенштейном и Эсфирью Шуб для отечественного проката. В архиве Э.И.Шуб сохранились два варианта списка титров «Позолоченной гнили», дающие о перемонтированной версии некоторое представление, один из вариантов публикуется в этом номере.
«Этот день был чрезвычайно напряженным <…> Началось все с бесконечного ожидания в приемной в Госкино. Через два часа просмотр. Я увидел «Мать», «Потемкина» и одну часть «Процесса о трех миллионах»—записал в своем дневнике 24 января 1927 года выдающийся немецкий теоретик культуры, эссеист, литературный и художественный критик Вальтер БЕНЬЯМИН, посетивший зимою 1926/1927 года Москву. Другая его дневниковая запись, спустя два дня, завершается строчкой: «Вечером писал ответ на статью Шмитца о «Потемкине». Статьи Беньямина и Шмица обозначили проблему, активно обсуждавшуюся в ту пору социологами и философами франкфуртской школы: проблему тенденциозности искусства. Обе статьи впервые на русском языке публикуются в этом номере.

РЕЦЕПЦИИ

Зигфрид КРАКАУЭР о фильмах Пудовкина, Довженко, Эйзенштейна, Мачерета и Ильи Трауберга. Ганс РИХТЕР о «Человеке с киноаппаратом» Дзиги Вертова и конгрессе авангардистов в Ла Сарразе (1929).
«Там я увидел необычайные вещи». Фридрих Эрмлер, Абрам Роом, Владимир Ерофеев, Григорий Гибер о своих поездках в Германию (стенограммы докладов в АРК, 1928-29).

  • No 57, 2002
Киноведческие Записки номер 57
МУЗЕЙ КИНО
Свой так и не состоявшийся фильм «Окаянная сила» Александр МЕДВЕДКИН считал главным делом жизни. В самые разные годы в его дневниках можно найти фразу — «Хочу «Окаянную силу»!» Медведкин готовился приступить к съемкам в 1935 году, в начале 1941-го, в 1962-м (фильм должен был ставить режиссер А.Салтыков) и в 1973-м. В архиве Медведкина, хранящемся в Музее кино, представлено 14 вариантов сценария. В номере опубликован наиболее целостный, первоначальный вариант сценария.
 
АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ - 70
"Нет другого такого пахнущего землей и столь пронизанного чувством творчества, как творчество этого режиссера, слывущего мистиком. Уже только потому нет, что русская мистика отличается от христианской мистики, испытывающей ужас перед телесностью и природой". - Крис МАРКЕР, "Семь печатей". О семи фильмах Андрея Тарковского.
 
БОРИС БАРНЕТ - 100
«Тут Барнет перекликается с сюрреализмом!» Стенограмма заседания секции теории и критики при Доме кино 28 мая 1945 года. Обсуждение фильма «Однажды ночью».
Есть ли связь между Шкловским и шарикоподшипниками? Есть — Борис Барнет. Это не шарада и не ребус. Просто в середине 40-х, сразу после войны, секция теории и критики проводила в Доме кино обсуждения кинофильмов с участием представителей рабочей общественности. Критики усмотрели в фильме цитаты из немого кино, а зрители определили жанр - триллер...
  • No 56, 2002
Киноведческие Записки номер 56
АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ — 70
Как соотносятся произведения Тарковского с кинематографом современности? Фильмы режиссера — результат интуитивного мышления или в их основе точно выверенный канон? Как воспринимаются глубоко русские фильмы Тарковского исследователями, сформированными иной культурой? Эти и другие вопросы и размышления — в статьях Дмитрия САЛЫНСКОГО, Акоша СИЛАДИ и Андраша Балинта КОВАЧА, Сергея ФИЛИППОВА и Карстен ВИТТЕ
 
...И КИНО
«История фильмов авангарда очень проста...» — Фернан ЛЕЖЕ о кино. Статьи «Вокруг «Механического балета» и «По поводу кино» — по сути, два манифеста художника и теоретика искусства, написанные на рубеже 20-х—30-х годов. Леже анализирует эпоху «нового реализма», созданную кинематографом авангарда... — детищем эпохи «нового реализма». На русском языке публикуется впервые.
 
РЕПУБЛИКАЦИЯ
«Три оператора». Книга 1930 года. Даниил ДЕМУЦКИЙ, Михаил КАУФМАН и Алексей КАЛЮЖНЫЙ — их работы послужили материалом для книги Николая УШАКОВА, украинского поэта и переводчика, впервые описавшего феномен украинской операторской школы.
Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 












































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.