Архив

  • No 65, 2003
Киноведческие Записки номер 65
МУЗЕЙ КИНО
Начинавший в 20-е годы как соавтор Фридриха Эрмлера на картинах «Дети бури» и «Катька —Бумажный ранет», Эдуард Иогансон довольно быстро стал самостоятельным и неординарным режиссером. В чем загадка стиля таких фильмов Иогансона, как «Наследный принц республики», «На отдыхе», разительно отличающихся от большинства кинопродукции 1930-х годов? О судьбе и фильмах режиссера статья Петра Багрова «Иогансон и все-все-все». В приложении публикуется сценарий несохранившегося мультфильма Иогансона «Симфония мира» (1932). Озвученный полностью рисованным звуком, первый цветной фильм Ленфильма по некотрым причинам на экраны так и не вышел.
 
МИХАИЛУ КАЛАТОЗОВУ—100
Сценарий «Шамиль» Михаил Калатозов считал одним из важнейших своих замыслов и работал над ним не менее трех лет (по крайней мере, с 1936 по 1938 год). Но замысел Калатозова все же был отвергнут руководством кинематографии даже после многочисленных переделок...

В середине 1940-х Калатозов был уполномоченным представителем Кинокомитета в США. В номере публикуются письма-отчеты режиссера, отправленные им в 1943–1944 годах председателю Комитета по делам кинематографии при Совнаркоме СССР И.Г.Большакову и управляющему «Союзинторгкино» А.Н.Андриевскому.

  • No 64, 2003
Киноведческие Записки номер 64
ЭЙЗЕНШТЕЙНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
 «Казалось бы, импульсивность «бегущей линии» С.М. не может (не успевает) контролироваться разумом. Перенасыщенно-интеллектуальными кажутся «сюжеты» рисунков—все эти аскетично-нарядные техуанские «Пьета», «Мадонны», балансирующие между высоким барокко и китчем, «Корриды», представленные взаимным распятием быка и тореадора, все эти «Убиения короля Дункана», перекликающиеся то с «Терезой Ракен» Золя, то с фантазиями маркиза де Сада, то с торжественным ритуалом харакири… Между тем—взглянем на них глазами Эйзенштейна...»— аналитические заметки Наума Клеймана о графических рисунках Мастера.
Также в разделе: переписка Иосифа Сталина и Эптона Синклера о судьбе Эйзенштейна во время заграничной командировки, рецензия Орсона Уэллса на «Ивана Грозного» и ответное письмо Эйзенштейна дают возможность краткого сопоставления некоторых особенностей «Гражданина Кейна» и «Ивана Грозного».
 
ОПЫТ
«Эффект искусства» (по выражению Франсуа Трюффо), созданный в своих работах операторами Валерием Федосовым («20 дней без войны», «Мой друг Иван Лапшин», «Противостояние» и др.), Дмитрием Месхиевым («Долгая счастливая жизнь»), Нестором  Альмендорсом, анализируется в статьях Натальи Адаменко, Наума Аврунина и Якова Бутовского.
 
РАННЕЕ КИНО
Подборку открывает исторический очерк С.В.Сковородниковой о Научном отделе АО «А.Ханжонков и Ко».
За ним следуют мемуары пионеров просветительного кино Н.В.Баклина, Б.В.Дюшена и А.Г.Калашникова, полные интереснейших и малоизвестных подробностей из жизни кинематографа того времени. Очевидно, инициаторами написания этих мемуаров выступили в конце 1940-х и конце 1950-х гг. сотрудники Научно-исследовательского сектора ВГИКа и Киносектора Института истории искусств (в том числе В.Е.Вишневский и С.С.Гинзбург); однако к публикации тексты, скорее всего, не предназначались. Их машинописные копии ныне хранятся в Кабинете истории отечественного кино ВГИКа, в РГАЛИ и в архиве Госфильмофонда РФ.

В приложении публикуется редчайший в своем роде источник—каталоги просветительных фильмов, снятых фирмой А.А.Ханжонкова, а также закупленных ею для проката. Эти каталоги существенно расширяют представление о продукции Научного отдела АО «А.Ханжонков и Ко». В дополнение к ним даются материалы об антиалкогольном фильме «Пьянство и его последствия», ставшем в 1912 году сенсационным лидером отечественного кинопроката.

  • No 63, 2003
Киноведческие Записки номер 63
ЭРМИТАЖ
Номер, полностью посвященный ленинградским кинематографистам разных поколений, открывает подборка материалов о «Русском ковчеге» Александра Сокурова—о фильме размышляют сам режиссер, Акош Силади, Михаил Ямпольский, Михаил Пиотровский. Эрмитаж должен был стать пространством кинофильма еще в конце 1920-х—в нереализованном сценарие Михаила Цехановского, публикуемом в приложении.
 
ЭЙЗЕНШТЕЙНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Среди материалов книги С.М.Эйзенштейна «Режиссура. Искусство мизансцены» (1933–1935) сохранился рукописный фрагмент с авторским заглавием «Внутренний полижанризм», предназначавшийся для главы «Движение стилей», однако текст в учебник включен так не был. Печатается впервые.
 
 ЛСДФ: ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ
В истории отечественного документального кино режиссеры ЛСДФ—среди главных действующих лиц: Семен Аранович, Павел Коган, Сергей Скворцов, Александр Сокуров, Виктор Косаковский и многие, многие другие. История студии в статье петербуржского режиссера и кинокритика Анны Ганшиной и рассказ Наума Аврунина о счастливом времени совместной работы с Сергеем Скворцовым.
  • No 62, 2003
Киноведческие Записки номер 62
У НАС В ГОСТЯХ «КINО-КОЛО»
С любезного разрешения редакции украинского киножурнала мы публикуем нереализованный режиссерский сценарий  Сергея Параджанова «Инга» («Икар»), а также подборку документов и статью  Юрия Морозова, восстанавливающие перипетии вокруг этого сценария.
 
АРХИВЫ
Продолжение публикации записей Шумяцким бесед со Сталиным после кинопросмотров в Кремле, 1935-37 гг.
 
ОПЫТ
При видимой прозрачности сценарного творчества Осипа Брика, его исследователей ожидает еще много неожиданных находок. В номере: совместный сценарий Осипа Брика и Сергея Юткевича «Приключения Эльвиста», долгое время считавшийся утраченным, либретто «Клеопатра», написанное  Бриком специально для Александры Хохловой, и сценарий «Премьера», планировавшийся к постановке Борисом Барнетом.
Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 




















































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.